Главная → Статьи → Борьба за права кур как пролог к революции. Технологической
Борьба за права кур как пролог к революции. Технологической
05.04.2012 / 17:09
Европа погружается в кризис, но на сей раз не финансовый, а куриный или яичный — кому как больше нравится. Вступление в силу директивы ЕС, требующей улучшить содержание кур-несушек на птицефермах, для большинства стран Евросоюза обернулось ажиотажным спросом и ростом цен на куриное яйцо. Еврочиновников ожидают, что ситуация стабилизируется лишь к 2013 году. А на очереди новый, свиной кризис — защитники животных требуют улучшить условия содержания свиней.
Сегодня защитники животных и «зеленые» наступают по многим фронтам и на промышленное производство, и на аграрную отрасль. Эксперты считают, что этот натиск обернется либо технологическими прорывами, либо новой экспансией мировых корпораций на рынки труда и сбыта развивающихся стран, куда будут «сбрасываться» неэкологичные и «негуманные» технологии.
Переполох в курятнике
Переполох вокруг куриных яиц в Европе возник только что, но сама «куриная история» длится более 10 лет — еще в 1998 (1999) году защитники животных пролоббировали принятие правительствами стран ЕС директивы, требующей улучшить содержание кур-несушек. Объектом критики стала так называемая «батарейная система»: для бесперебойного получения яиц кур держат в тесных металлических клетках, рядами поставленных друг на друга, где на каждую птицу приходится чуть больше 500 кв. см. Куры режут лапы о проволочный пол, им трудно шевелится, они давят и заклевывают друг друга.
Вняв доводам защитников животных, власти Евросоюза постановили, что с января 2012 года все птицефермы на территории стран-участниц должны отказаться от батарейных систем и пересадить несушек в более комфортные клетки, а заодно запретили импорт яиц из стран, где применяется «батарейная система».
Несмотря на то, что фермерам дали переходный период в 12 лет, многие не успели переоборудовать птицефермы. В результате в Европе нынешней весной разразился яичный коллапс — по сообщениям прессы, цены на куриное яйцо выросли до трех раз, одновременно некоторые страны ЕС столкнулись с дефицитом этого продукта.
Сельскохозяйственные чиновники полагают, что ситуация с куриным яйцом окончательно нормализуется не ранее 2013 года. А на горизонте уже маячит новая проблема — защитники животных добиваются запрета на так называемое «станочное свиноводство» — своеобразный аналог «батарейных систем» для свиней, когда животные стоят в ряд, практически обездвиженными, в специальных металлических станках.
И «батарейная система» в птицеводстве, и «станочное свиноводство» — все это атрибуты так называемого интенсивного животноводства, начало которому, по словам исполнительного директора Национальной ассоциации скотопромышленников Романа Костюка, положили американцы в начале прошлого века.
«В 1926 году прошлого столетия Америка для повышения рентабельности мясного скотоводства создала так называемые откормочные системы, — поясняет эксперт. — Животных ограничивают в движении, интенсивно кормят и, благодаря этому, на дешевом зерне и дешевых кормах мы быстро получаем много-много мяса. Возникают перекосы, связанные с качеством этого мяса, со здоровьем животных, вообще отношением к животному, которое держится в условиях, мягко говоря, неестественных».
Благодаря эффективности и дешевизне интенсивные методы животноводства быстро распространились по всему миру. Теперь защитники животных выступают против интенсивных методик, настаивая, что они превращают животных в машины по производству мяса, молока и яиц.
Парадокс цивилизации
Фактически они правы, но если вдуматься, интенсивное животноводство абсолютно вписывается в логику массового производства, где не только животные, но и люди, и даже населения целых стран рассматриваются корпорациями как ресурс для повышения прибыли.
Но не будем забывать, что благодаря индустриализации сельхозпроизводства (в том числе негуманному интенсивному животноводству) население развитых и многих развивающихся стан забыло, что такое голод — а ведь эта беда преследовала человечество на протяжении всей его истории. Так же, как критикуемое многими массовое производство позволило поднять жизненные стандарты на новый, недостижимый прежде уровень.
И вот, наевшись досыта и насытившись иными благами современной экономики, общества развитых стран все больше внимания обращают на издержки, связанные с массовым производством — экология, условия труда, защита животных и т.д.
Как отмечают эксперты, подобные внеэкономические факторы оказывают все большее влияние на экономику. Так, чтобы угодить защитникам животных, европейские и американские фермеры на протяжении последних десятилетий вынуждены вкладывать дополнительные средства в «гуманизацию» своей отрасли, меняя например, технологии забоя скота.
«Раньше [забивали] электротоком, теперь заменили на более гуманный способ — газом — специальные газовые камеры, — рассказывает генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. — Раньше свиньи по одной шли на убой, но при этом испытывали страх, поэтому с точки зрения гуманизации теперь только групповой убой — расширили все площади, они идут группами по 8-10 свиней, меньше волнуются. Все это требует больших инвестиций».
Куры, свиньи, атомные станции
Неэкономические издержки касаются не только животноводов. Европейские «зеленые» ведут наступление по многим фронтам. Эксперты не исключают, что неэкономические издержки корпораций будут расти. Тем более, как отмечает эксперт Института национальной стратегии (ИНС) Павел Святенков, «зеленые» в Европе сейчас на подъеме.
Достаточно вспомнить, что в годы правления Шредера в Германии (а это экономический локомотив Евросоюза) партия «зеленых» составляла с социал-демократами правящую коалицию. Сейчас «зеленые» в оппозиции, но их влияние на общество и политику по-прежнему велико.
«Лоббистский потенциал «зеленых» очень велик, как партия определенной нишевой темы они имеют высокие шансы, чтобы продавить свою точку зрения», — говорит г-н Святенков. Весомость позиции «зеленых» придает тот факт, что поспорить с их доводами трудно: мало кому хочется жить по соседству с атомной станцией или цементным заводом, употреблять в пищу вредные продукты и т.д. А дышать свежим воздухом и наслаждаться природой хочется всем.
А современные технологии дают промышленникам простор для маневра. «Думаю, корпорации имеют возможность уступать под давлением «зеленых» по достаточно широкому кругу вопросов, — рассуждает Павел Святенков. — Как правило, «зеленые» не требуют полного прекращения производства, за исключением случаев, когда эта продукция экологически вредна. А требования ставить очистные сооружения или отказаться от атомных станций, хоть и являются вызовами для корпораций, но в большинстве случаев решаемы».
Конечно, в каких-то отраслях ресурсы для отступления почти исчерпаны. Взять то же европейское свиноводство, где производители «законкурировали» друг друга буквально до смерти — рыночная цена продукции, по словам Юрия Ковалева, столько низка, что любое увеличение себестоимости грозит большими неприятностями.
«Понятно, что это [отказ от "станочного свиноводства"] не увеличит себестоимость значительно, — поясняет Юрий Ковалев. — Но когда рентабельность европейского свиноводства находится на уровне от ноля до полутора процентов, каждая десятая доля — это уже значительно. Это является колоссальной проблемой для отрасли».
Превратить убытки в прибыль
Что делать? Путей всего два: интенсифицировать производство или прибегнуть к проверенному методу — перенести производство в те страны, властям и населению которых пока не до экологии и тем более не до прав кур и свиней.
Порой интенсификация производства и даже целых отраслей под натиском «зеленых» может дать старт технологическим прорывам. Так, атомные фобии в Европе фактически дали толчок к поиску развитию новых форм энергетики. Но в иных областях результаты интенсификации не столь однозначны. Альтернативой «станочному свиноводству», по словам Юрия Ковалева, может стать интенсификация работ в области генной инженерии (это уже на треть повысило производительность свиноматок) и фармакологии для увеличения производства. А поскольку рынок ЕС весьма ограничен, то европейские фермеры усилят натиск на внешние рынки.
«Переизбыток продукции заставляет искать новые рынки сбыта. Сейчас [европейские производители] пристально смотрят на Китай, на возможность присоединения России к ВТО. Это увеличит для них рынки сбыта и поможет повысить внутренние цены», — поясняет г-н Ковалев.
Впрочем, корпорации уже научились обращать в прибыль неэкономические издержки, связанные с активностью «зеленых». Тема экологичности продукции стала эффективной маркетинговой технологией в развитых странах.
«Борьба за экологичность производства — это, скорее, фактор, играющий на повышение конкурентоспособности европейских товаров. Они остаются дорогими, но обладают качествами, которыми не обладают другие товары [из развивающихся стран], и это в перспективе приводит к выигрышу, — говорит Павел Святенков. — Экологичные товары оказываются более привлекательными для представителя европейского среднего класса».
Источник: http://www.myaso-portal.ru