Статьи

ГлавнаяСтатьиАграрная Турция быстро становится импортером сельскохозяйственной продукции

Аграрная Турция быстро становится импортером сельскохозяйственной продукции

21.01.2015 / 18:13

Инфляция продолжает оставаться главной проблемой Турции; потребительская инфляция составляла 9-10 процентов в конце 2014 года. Самой большой проблемой инфляции в принципе является продовольственная инфляция, в результате которой появляются резкие скачки цен на продукты питания. Это негативно отображается на жизни населения с низким и средним уровнем доходов, которые и составляют основную массу жителей страны. Причина в том, что расходы на питание составляют 35-40 процентов от общего бюджета этой категории населения.

Кроме того, засуха этого года привела к тому, что некоторые фрукты и овощи стали недоступными из-за высокой стоимости. Общепринятое мнение состоит в том, что власти страны пренебрегают сельским хозяйством и не оказывают нужной финансовой поддержки из государственного бюджета. В результате Турция, которая ранее считалась самодостаточной страной, быстро становится импортером еды. Государство страдает от «отсутствия продовольственной безопасности», а также энергетической безопасности.

У Турции есть значительный сельскохозяйственный потенциал. По данным Статистического института страны (TÜİK), по состоянию на конец 2013 года в стране было 38,4 млн гектаров сельскохозяйственных земель, 14,6 млн из которых составляли луга, а остальные 23,8 млн использовались для сельскохозяйственного производства. Несмотря на быструю потерю земель аграрного назначения в пользу жилых и промышленных разработок, Турция все еще имеет ощутимый сельскохозяйственный потенциал. Однако, сельское хозяйство, в котором занято 20 процентов трудоспособного населения, не было модернизировано. Темпы роста аграрного сектора в 2013 году составляли 3,5 процента, а его доля в ВВП исчислялась 7,4 процентами. В 2014 году роста сельского хозяйства не наблюдалось вообще. Вместо этого был спад, хотя его размер составлял лишь 1 процент, а доля в ВВП по-прежнему составляла около семи процентов.

Цены

Хотя сельскохозяйственный потенциал в стране довольно высокий, еда в Турции остается одним из труднодоступных товаров, так как цены на некоторые продукты питания непомерно высоки. Пищевая промышленность во многом зависит от потребительской инфляции; в ноябре ежегодные скачки цен достигли 14 процентов, а «цены от производителей» в пищевой промышленности выросли почти на 19 процентов. Это означает, что в ближайшее время стоит ждать новых повышений на продукты питания.

Цены на фрукты и овощи, особенно на бобовые, сильно выросли с учетом засушливого сезона. Промышленники, которые перерабатывают фрукты и овощи и производят томатную пасту, варенье или консервированные бобы, подняли цены почти на 57 процентов за последние 12 месяцев.

Похожая ситуация наблюдалась и у производителей колбасы, сосисок и мясопродуктов. За последний год они увеличили стоимость своей продукции почти на 17 процентов.

Представители молочной промышленности, которые занимаются производством молока, йогурта, масла и сыра, тоже подняли цены примерно на 14 процентов за год. Таким образом они превысили индекс цен производителей в шести группах товаров. А вот в производстве муки, растительных и животных жиров цены повысились лишь на 9 процентов и не превысили индекс цен. Из этого следует, что рост цен на хлебобулочные изделия поднялся выше среднего уровня. Полномочия

Одной из наиболее важных причин столь большого роста стоимости продуктов питания считается злоупотребление ценами между промышленниками и потребителями. Цены прямого производителя и торговой точки сильно отличаются и не будут уменьшаться, а государственные органы не могут найти способ ввести эффективный контроль и регулирование цен.

По исследования Статистического института, в октябре 2014 года имели место существенные различия между ценами производителей сельскохозяйственной продукции и теми, что видит покупатель. Последние и находятся под контролем института с учетом индекса потребительских цен. В соответствии с ним, продукты питания, особенно те, что пострадали от засухи, скудно представлены на рынке, и отличались в стоимости между производителем и продавцом на 150-200 процентов.

Согласно данным TÜİK, такая разница наблюдалась в ценах на цитрусовые. Например, килограмм лимонов в саду стоил 1 турецкую лиру, а на прилавке его цена доходит до 3,5 лир, что наглядно демонстрирует разницу в 257 процентов. Мандарины, которые фермер готов продать за 70 куру, продаются по 2 лиры (разница составляет 200 процентов). Бананы в саду можно купить за 2 лиры или даже ниже, а на прилавке их стоимость составляет 5 лир (разница 180 процентов).

Цена на один из наиболее востребованных овощей, помидоры, у производителя составляет 1,2 лиры (октябрь 2014 года), а на прилавке за этот овощ придется отдать 2,5 лиры (разница 110 процентов).

Когда поставляемых продуктов не хватает, цены поднимаются, и продовольственная инфляция увеличивает уровень общей потребительской инфляции и может показаться, что бороться с этим не так уж просто. Один из способов борьбы (хотя его нельзя назвать дешевым) – это импорт. Прибегнув к увеличенным импортным поставкам растительных и животных продуктов, чиновники постарались обуздать инфляцию. Пока Турция хвасталась своей самодостаточностью, она стала крупным импортером продовольствия всего за последние десять месяцев 2014 года. С января по сентябрь на поставки продуктов было потрачено 11 млрд долларов. В первые девять месяцев 2013 года импорт продовольствия составлял лишь 9,9 млрд долларов, а в этом году превысил 10,6 млрд. Несмотря на рост курса доллара на двадцать процентов за одни год, увеличение импорта продовольствия на шесть процентов лишь подчеркивает зависимость в продуктах питания.

Наиболее важным фактором роста зависимости от импорта является халатное отношение к пищевой промышленности и животноводству.

Эксперты по сельскому хозяйству обратили внимание на тот факт, что количество скота в Турции снизилось с 85 млн голов до 41 млн всего за 30 лет. Учитывая тенденцию снижения объемов животноводства, чрезмерное повышение цен на мясо, которое началось еще в 2010 году, невозможно ограничить.

Партия справедливости и развития (ПСР), представленная в правительстве, решила контролировать рост цен на мясо посредством импорта и разрешила ввозить в страну живой скот и мясо 30 апреля 2010 года. Импорт сырого мяса, который был запрещен в 1996 году, возобновился. После разрешения на ввоз, в страну попало почти 4 млн голов крупного рогатого скота, овец и коз, а их общая стоимость составила более 4 млрд долларов.

Отечественные производители мяса, такие как Banvit и Koç, были вынуждены свернуть производство. Основанием послужило то, что местные производители мяса не могли конкурировать с импортными и животноводческий сектор стал еще больше зависеть от импорта.

Исследования и анализы показывают, что одной из стратегически важных отраслей промышленности современности является именно сельское хозяйство и эта тенденция будет сохраняться. Решающее значение сельского хозяйства в политике большинства стран уже было доказано. Чтобы удовлетворить пищевые потребности мирового населения, которое может возрасти до 9 миллиардов к 2050 году, нынешние объемы сельского хозяйства должны быть увеличены в два раза. В последнее десятилетие спрос на продукты питания вырос на 20 процентов, тогда как производство увеличилось лишь на восемь процентов. Очевидно, что запасы продовольствия совершенно не отвечают спросу на продукты питания, что и приводит к проблемам с поставками еды.

За последние 30 лет население Турции превысило 30 млн человек. К 2023 население страны будет составлять 85 млн, а к 2050 – 100 млн. Политика аграрного сектора Турции должна быть полностью пересмотрена. Для этого необходимо ввести более высокий уровень защиты сельского хозяйства. Например, правительство должно оказывать финансовую поддержку, но реальность пока выглядит совершенно наоборот. Доля дотаций в сельское хозяйство должна составлять не менее одного процента от национального дохода по закону 2006 году. Однако на практике этого сделано не было. Выплаты из бюджета на поддержку аграрного сектора составляли около 0,5 процента. В бюджете на 2015 год, сумма для поддержки аграриев составляла 10 млрд лир. Это 5/1000 от ВВП и такой суммы явно недостаточно.

Если бы закон начали применять в 2007 году, ресурсы, выделенные для сельского хозяйства, за 2007-2014 годы в сумме составили бы 100 млрд лир. Но этого не произошло. Поддержка аграрного сектора в эти годы составила лишь 55 млрд лир. То есть, около 45 млрд не были направлены на поднятие сельского хозяйства, несмотря на принятый закон. Следствием поддержки, которая так и не была оказана, стало сокращение производства, угасание аграрного сектора и тотальная зависимость от импорта.

Комментарии запрещены.