Статьи

ГлавнаяСтатьиСвиноводству в России угрожают ВТО, дороговизна кормов и африканская чума

Свиноводству в России угрожают ВТО, дороговизна кормов и африканская чума

20.05.2013 / 12:36

Как без бюджетных денег спасти жизненно важные для страны мясные отрасли

В годы расцвета советского авиапрома первый серийный образец каждого нового семейства гражданских самолетов использовался в качестве летающей пилотной модели для исследования будущего поведения аналогичных машин. На авиапервенцах, загруженных на всю допустимую полетную массу металлическими болванками, во время полетов выявляли скрытые дефекты, которые давали о себе знать только в процессе эксплуатации. Так как летающая модель-лаборатория по времени нахождения в воздухе и выработке летного ресурса значительно опережала своих младших собратьев, то скрытые в них дефекты выявлялись заблаговременно, то есть тем самым прогнозировались для всех машин семейства, и устранялись.

В экономике существуют естественные «пилотные» отрасли, на эффективности которых изменения экономических условий сказываются значительно быстрей, чем в прочих отраслях. Казалось бы, эти тенденции должны были бы служить для властей одним из прогнозных индикаторов. Но, увы, научному прогнозированию в Минэкономразвития предпочитают гадание на кофейной гуще, результативность которого особенно наглядно проявились в соглашениях о присоединении России к ВТО. Документы о присоединении безграмотно и бесконтрольно готовили в основном чиновники этого министерства. Сделанные во время переговоров многочисленные «уступки» не только наносят громадный ущерб интересам страны, но и противоречат основополагающим целям и принципам самой Всемирной торговой организации. Важнейшими из них являются стимулирование экономического роста стран, членов ВТО, и справедливая конкуренция между ними. Первым ощутило на себе все прелести двойных стандартов ВТО российское свиноводство: отрасль за несколько месяцев из высокорентабельной превратилась в убыточную…

Свиноводство – как прогнозная модель развития

Динамика изменений состояния отраслей определяется в основном периодом воспроизводства и сроками окупаемости вложений. Пилотной, динамично чувствительной отраслью является свиноводство, на состоянии которой изменения экономических условий сказываются в считанные месяцы. Если, к примеру, теленка до кондиции качественной коровы доводят три года, то откорм свиньи в зависимости от породы для получения товарного мяса при должных затратах длится от 4 до 6 месяцев. Причем, свиноматки рожают дважды в год, и каждая дает суммарный приплод до 20-25 поросят.

Свинья – основной источник мясного белка, столь важного для человеческого организма, его в килограмме свиного мяса содержится втрое больше, чем в килограмме говядины. К тому же свинина вкусней, и из нее изготавливают гораздо больше различных мясных продуктов. В убойном (живом) весе производство свинины у нас составляет примерно 30% от общего производимого количества мяса, мяса птицы – 60%, остальное мясо дают крупный рогатый скот и овцы.

Сельское хозяйство является, как правило, рискованным, поэтому во всех нормальных странах оно дотируется государством – прямо и опосредованно, в том числе льготным налогообложением. Делается это не из-за любви к сельхозпроизводителям, а в силу веских экономических, социальных и политических причин. И вот каких.

Во многих странах население платит все налоги в казну непосредственно со своих доходов, и налоговые платежи в них составляют 40-50%. В нашей стране работающее население платит непосредственно в казну только 13% своего дохода, а остальную часть выплачивает в виде неформального налога с продаж при приобретении потребительской продукции. Суммарный налог, который взимается с физических лиц, составляет в среднем ежегодно 70% от годовой заработной платы в стране.

Дело в том, что все свои производственные издержки, а также налоги и прибыль производитель продукции закладывает в ее цену. По кооперационной цепочке производства каждый последующий ее участник, приобретая «полуфабрикат» предыдущего этапа производства (передела), компенсирует его изготовителю все затраты по себестоимости, а также возвращает все выплаченные им налоги и выплачивает ему еще и прибыль. В результате в ценах конечной продукции концентрируются все денежные затраты, востребовавшиеся в соответствующей кооперацоннной сети на её производство и сбыт, включая все выплаченные участниками этого кооперационного производства налоги и всю полученную ими на всех этапах производства прибыль. К примеру, в цену булки хлеба включены все удельные затраты на её изготовление — от стоимости сельхозработ по выращиванию зерна, оплаты всех необходимых для этого ресурсов и сельхозтехники, до стоимости выпечки и перевозки хлеба в магазин. Да ещё с суммарной прибылью участников этого процесса.

Замечу, сама по себе промышленная продукция никому не нужна, если она не востребована в производстве потребительских товаров и услуг, которые и являются конечным продуктом кооперационного производства. Поэтому население, приобретая продукты питания и «ширпотреб», оказывается плательщиком всех налогов в стране, исключая экспортные. При этом товаропроизводители авансируют налоговые выплаты, которые им возвращаются при реализации продукции. Из сказанного следует, что платежеспособный спрос населения на продукты питания, потребительские товары и услуги предопределяет платежеспособный спрос на всех «этажах» экономики, начиная с сырьевой базы страны, и тем самым их развитие.

Очевидно, чем больше разных товаров и услуг производится в стране, тем больше трудоспособного населения занято производительным трудом, и тем больше его суммарный доход, следовательно, тем большими оказываются поступления в бюджет. Поэтому государство должно быть заинтересовано в максимальном заполнении внутреннего рынка разнообразными продуктами питания и «ширпотребом» широкого ассортимента собственного производства. Однако у нас до 70% потребительских товаров и продуктов питания ввозится из-за рубежа. Должное обеспечение населения страны качественными продуктами является также одним из важнейших факторов его продовольственной безопасности.

Уровень платежеспособного спроса на потребительскую продукцию, который обусловливает высокие доходы в бюджет страны, зависит не только от максимально возможной занятости населения. Для этого человек должен также получать зарплату, обеспечивающую ему достойную жизнь и производительный труд. Необходимостью законодательного закрепления такого взаимовыгодного баланса интересов государства, населения и товаропроизводителей первым в мире озаботился автомобильный «король» Генри Форд. Поэтому, учитывая, прежде всего, интересы своего бизнеса, он в начале прошлого века добился принятия в США билля о таком минимуме зарплаты, который позволял средней по зажиточности американской семье покупать его автомобили.

Исходя из необходимости достижения упомянутого баланса интересов, в развитых странах долгие годы способствовали выращиванию и селекции собственных производителей конкурентоспособной продукции, увеличению объемов ее производства и насыщению внутреннего рынка, что обеспечивало рост занятости населения и увеличение бюджетных доходов. Для этого власти оберегали свой рынок от больших притоков импортных товаров установлением дифференцированных по величине и длительности ввозных пошлин и квот, и одновременно способствовали увеличению качества собственных товаров и снижению цен на них.

Когда рынки экономических лидеров оказались насыщены конкурентной продукцией собственного производства, эти страны для завоевания новых рынков сбыта создали ВТО. Организация предназначена, якобы, для свободной торговли на основе справедливой конкуренции. Однако справедливой конкуренции для всех не получается, так как ограничения, которые введены для новичков, являются дискриминационными.

Учредители ВТО, чтобы достичь нынешнего экономического положения в своих странах, долгие годы создавали для своих товаропроизводителей относительно тепличные условия. И правильно делали. Но вновь вступающим в ВТО запрещают оказывать такую же помощь своим товаропроизводителям. Так как ни по качеству, ни по ценам продукция новичков обычно не дотягивает до конкурентных показателей учредителей ВТО, то товары стран-учредителей заполоняют чужие рынки и гробят местных товаропроизводителей. В итоге так и не ставшие конкурентными отрасли многих стран гибнут, а самим этим странам уготована участь полуколоний. Спрашивается, для чего же они добровольно вступали в ВТО?

Не ответил на этот вопрос одного из депутатов и Дмитрий Медведев, недавно выступавший в Госдуме с отчетом о работе правительства. Он заявил, что ВТО – не подарок, а конкурентных товаров у нас нет или совсем мало. Неужели этого нельзя было осознать за все время переговоров о вступлении в ВТО, которые длились 19 лет?

Если обратиться к российскому свиноводству, то оно первым вскоре после ратификации Госдумой соглашений о присоединении России к ВТО попало в бедственное положение. Как следует из анализа изменения поголовья свиней за прошедшие годы (см. табл. 1), благодаря высоким темпам воспроизводства отрасль живо реагирует на изменения внешних экономических условий хозяйствования. С началом «реформирования» российской экономики свиное поголовье стало резко сокращаться, достигнув минимума в 2005 году. Тогда на 10 человек в стране приходилась одна свинья, что явно угрожало продовольственной безопасности государства. Для сравнения, в Дании, где проживает 5 млн. человек, поголовье свиней составляет 25 млн., большую часть которых живьем или в виде мясопродуктов экспортируют.

Видимо осознав, наконец, угрозу, власти в 2005 г. существенно усилили помощь сельскому хозяйству. В частности, свиноводческие хозяйства освободили от налога на прибыль и от НДС при продажах продукции. Кроме того, государство стало субсидировать часть банковских кредитных ставок, компенсируя при этом ставку рефинансирования ЦБ.

Комментарии запрещены.