Статьи

ГлавнаяСтатьиЗащитить российского поросенка

Защитить российского поросенка

29.04.2013 / 15:58

Злободневность темы, затронутой в «Курской правде» на прошлой неделе, вновь подтвердило селекторное совещание

под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, посвященное дополнительным мерам государственной поддержки развития животноводства. Как уже сообщалось, в работе совещания в Горках принял участие и внес свои предложения (см. «КП» №44-45) губернатор Курской области Александр Михайлов.

Рубля на развитие производства не хватит

Рассмотрение Правительством РФ вопросов поддержки отечественного животноводства оказалось очень своевременным и стало ответом на тревожные сигналы, поступавшие из сельскохозяйственных регионов, в том числе и из нашей Курской области. Проблема в том, что сразу после вступления нашей страны в ВТО, а именно с августа прошлого года, началось падение закупочных цен на мясо отечественного производства. При этом налицо парадокс: в магазинах и на рынке бирки на мясных изделиях по-прежнему пугают трехзначными цифрами, а производители отечественной животноводческой продукции готовятся сворачивать бизнес.

Смысл современных процессов, происходящих сегодня в отечественном животноводстве, даже ученику начальных классов средней школы понятен. Задайте школяру задачу: «Если хозяин затрачивает на производство одного килограмма мяса 59-65 рублей, а продает свою продукцию по 60 рублей за кило, то сколько денег у него останется на выплату полученного в банке кредита и дальнейшее развитие производства?». Ответом станет не только: «один или минус пять рублей», но и неразумение школяра, как можно на такие доходы развиваться да еще и кредит банку выплачивать.

Естественно, что не по школьным учебникам, а по жизни знают ситуацию организаторы российского и курского животноводства. Власти нашей области заранее проанализировали всю глубину возникшей проблемы и задолго до выхода статьи сигнализировали о складывающейся ситуации во все вышестоящие инстанции. Еще в декабре прошлого года об озабоченности областных чиновников возникшей проблемой и предложениях по исправлению ситуации говорил председатель комитета АПК Курской области Иван Горбачев. Не раз и прежде информировал все уровни федерального центра о возникающих проблемах производителей животноводческой продукции губернатор Курской области Александр Михайлов. И правительство услышало российские регионы, что на состоявшемся совещании и было подтверждено. Напомним, что, лично участвуя на совещании у премьер-министра в Горках, губернатор Михайлов внес свои предложения по стимулированию отрасли. В частности, речь шла о принятии неотложных мер по государственной поддержке свиноводства и птицеводства, выплате субсидий на корма сельхозтоваропроизводителям, занимающимся производством свинины и птицы. Это поможет стабилизировать финансовое состояние отрасли, повысить конкурентоспособность.

Хрюшка made in Russia пока в загоне

Актуальность поднятой на совещании у Медведева проблемы подтверждает и тот факт, что предложения по исправлению ситуации вносятся сегодня на всех уровнях. Буквально в день, когда в «Курской правде» была затронута мясо-молочная тема, очередную акцию, посвященную изучению ситуации, складывающейся в животноводстве региона, провел комитет по аграрной политике, природопользованию и экологии Курской областной Думы. Во время выездного заседания Думы депутаты сначала посетили ряд животноводческих и перерабатывающих предприятий Большесолдатского и Суджанского районов, а затем на заседании «круглого стола» с местными руководителями и специалистами обсудили складывающуюся ситуацию.

– Мы выслушали мнение представителей ОАО «Надежда», компании «Агроальянс ЮГ», компании «Молочник», свое слово сказали переработчики мяса и молока, – говорит депутат Александр Полин. – И в каждом выступлении звучало, что сегодня, к сожалению, производство животноводческой продукции (и говядины, и свинины, и молока) не только происходит в напряженных тяжелых условиях, но оно убыточно. Цены на закупку продукции животноводческих комплексов настолько снизились, что ее приходится продавать ниже себестоимости.

В то же время, если посмотреть на полки магазинов, готовая продукция стала даже дороже стоить, чем стоила до этого. При падении на 40 процентов закупочных цен, цены в магазинах поднялись. Отсюда возникает вопрос, кто же выиграл от вступления страны в ВТО? Нам всем говорили, что ВТО – это как раз тот орган, который позволит иметь более дешевую продукцию. Ничего подобного. Оказывается, выиграл кто-то неведомый, а люди, в интересах которых вроде бы все это делалось, проиграли. Сегодня мы смотрим по ТВ, что нам с Запада гонят низкосортную продукцию, низкокачественную, из запасов 10-20-летней давности, и все это наш дорогой потребитель по дорогой же цене потребляет. А нашу продукцию, которую производят животноводческие комплексы, купить из-за высокой цены он не может.

Но если так все будет продолжаться, то отечественные предприятия к концу года попросту разорятся. Сегодня продажа мяса с комплексов идет на 5-6 рублей ниже себестоимости. В этой ситуации предприятия вынуждены брать кредиты, чтобы рассчитываться по долгам за корма, электроэнергию, газ, чтобы вносить платежи банкам.

Анализ состояния экономики всех животноводческих ферм по Курской области, да и вообще по стране, доказывает, что они работают с минусовой рентабельностью, с убытком. Если не изменить ситуацию, то доброе, нужное дело по подъему животноводства, которое началось в стране в 2006 году, просто-напросто заглохнет.

Без дотаций отрасль не выживет

Что же делать? По словам Александра Полина, есть ряд вопросов, которые необходимо решить на уровне федеральной власти. Чтобы нормально существовало животноводческое предприятие, рентабельность у него должна быть не менее 20 процентов. Это ведь не промышленное производство, продукцию которого можно и через год продать. Произведенное же молоко или выращенного поросенка надо реализовывать немедленно. Поэтому 20-процентная рентабельность такого предприятия обеспечит 5-6 процентов прибыли комплекса. Чтобы выйти на такую скромную рентабельность, как считают специалисты, надо получать 10-15 рублей дотаций на килограмм произведенной свинины. Сегодня без дотаций свиноводческая отрасль просто не выживет.

Аналогичная ситуация в молочном животноводстве. Корова, если даже дает 25 литров молока при цене 15 рублей, приносит доход в 375 рублей. Из них: до 220 рублей идут на корм, плюс налоги, зарплата, содержание ферм, покупка электроэнергии, газа и ГСМ, оплата процентов по кредитам… И это при скромной в отрасли зарплате в 15-18 тысяч рублей. И здесь, чтобы просто выжить, нужна дотация на уровне 5 рублей за литр молока.

Пока же ситуация, по мнению Александра Полина, безрадостная.

– У нас в прошлом году была субсидия на гектар пашни 600 рублей, – говорит Александр Алексеевич, – а сегодня субсидия на гектар пашни 200 рублей, в переводе на доллары – 7 долларов. В докладе же Минсельхоза говорилось, что в США, где заметно дешевле энергоносители, субсидия на гектар составляет 700 долларов – в сто раз больше. В Западной Европе 400-600 евро на гектар пашни. Ясное дело, что при этом энергоносители у нас дороже и климат более холодный. Поэтому мы должны постоянно обозначать эту проблему и ставить возникающие вопросы перед федеральным центром. Надо сегодня буквально стучаться, как говорится, во все двери, и тогда нам обязательно откроют.

Если же говорить о выдаче сельхозпроизводителям кредитов, то сегодня высоки процентные ставки. Если в таком кризисном состоянии эта отрасль, то надо и партнерам по этой отрасли тоже как-то ужаться. 13-15 процентов – ставки по кредитам, которые выплачивают хозяйства, а субсидируется всего лишь ставка рефинансирования – 8,25 процента. То есть 5-7 процентов платит каждое хозяйство, взявшее кредит. Поэтому мы обращаемся к банкам, чтобы они понизили процентную ставку хотя бы до 10 процентов. Это будет большое подспорье производителям продукции.

Справочка за 10 миллионов

Но есть у курян и внутренние резервы. Так, в сравнении с некоторыми другими регионами, у нас выше тарифы по электроэнергии и по газу. То же самое касается ветеринарных услуг. К примеру, на комплексе «Надежда» в прошлом году ветеринарные услуги обошлись в 5 миллионов, а в этом будут стоить уже 10 миллионов рублей. А берет-то ветеринарное ведомство, как отмечают специалисты, «за пустые бумажки, за оформление справочек». И все это тяжким грузом ложится на производство.

Другой пример по санитарному забою скота. Даже если просто теленок поломал ногу, то отправить его на забой можно только в единственную в области точку сбыта, где диктуют свои цены. К примеру, теленка в 200 килограммов там предлагают сдать по цене 17 рублей за килограмм. Можно при таких ценах выжить? А ведь сегодня огромная проблема со сбытом говядины, которую просто никто не берет.

Без «Надежды» нет надежды

Особую остроту ситуации в отечественном животноводстве придает его влияние на социальную сферу сельской местности. К примеру, в ОАО «Надежда» на комплексах работают 600 человек. Поэтому сегодня надо учитывать, что разорение такого хозяйства означает потерю шести сотен рабочих мест в сельской местности. Если считать с семьями, то пока работает «Надежда», есть средства к существованию у 2,5 тысячи человек. А не будет «Надежды», не станет и у селян надежды.

Покончить с антиэкономическим безобразием

Впрочем, после состоявшегося в Правительстве РФ совещания оптимизма у сельхозтоваропроизводителей прибавилось. Именно нынешние руководители России избрали курс, который впервые за всю историю страны доказал: отечественное сельское хозяйство способно не только накормить страну, но и поставлять на мировой рынок высококачественное продовольствие. И вот теперь состоявшееся совещание подтвердило, что порушить собственные достижения руководители страны не позволят.

Как уже «открываются» новые возможности для производителей сельхозпродукции, можно судить по тому, как на том же совещании у премьера рассматривался вопрос взаимоотношений сельхозпроизводителей с торговлей. В отличие от тарифов ЖКХ или, скажем, стоимости проезда в маршрутке, цены на продовольствие со стороны государства не регулируются.

– Нынешние законы позволяют нам проанализировать, из чего складывается цена на коммунальные услуги или плата за проезд в общественном транспорте. И есть механизм, чтобы повлиять на тех, кто предоставляет эти услуги и завышает тарифы, – говорит председатель комитета по тарифам и ценам Курской области Алексей Карнаушко. – Но проверить, как складываются цены на то же мясо, закон нам права не дает.

На практике такое положение приводит к тому, что даже в ситуации, когда закупочные цены рухнули, в розничной торговле они остаются на стабильно высоком уровне. Чтобы убедиться в этом (см. фото), достаточно зайти в любой супермаркет и на те же сельскохозяйственные рынки. Последние, кстати, создавались для того, чтобы избавиться от посредников, снизить цену, но судя по ценникам этого не произошло. Причем уровень цен в разных торговых сетях настолько стабильно высок, что в этом деле можно заподозрить сговор заправил торговли.

Практика же показывает, что когда сами производители мяса могут организовать торговлю своей продукцией, то цены значительно снижаются. Копчености по 120 рублей за килограмм в магазинах, принадлежащих производителям мяса, – реальность. Да только немного у нас таких магазинов.

О том, что торговый бизнес сегодня на всю катушку пользуется либеральным торговым законодательством, теперь поняли и на федеральном уровне.

На совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева представитель антимонопольной службы признал, что, обходя существующие законы, торговые компании придумывают новые схемы взаимодействия с поставщиками, и в рамках этих схем, которые никак не могут быть запрещены или ограничены законом, они и работают сейчас. Речь идет о практиках заключения одновременно с договором поставки товара массы других договоров, которые касаются его продвижения, рекламирования, возврата остатков товара и так далее. На самом деле подобными договорами просто маскируют увеличение цены. Все дополнительные платежи идут как раз через эти договоры.

Такую практику ценообразования в торговле резко осудил премьер-министр Д.Медведев: «Да, это, конечно, полное безобразие, абсолютно антиэкономическое, потому как цена на продукцию животноводства из-за этих факторов снизилась практически на треть, а в магазинах цена не изменилась. Это означает, что экономические регуляторы не работают. Причем речь идет о нашей внутренней продукции».

В тот же день были даны указания принять законодательные решения и решения на уровне правительства, которые позволили бы исправить ситуацию во взаимоотношениях торговли с поставщиками животноводческой продукции.

Хотелось бы все же надеяться, что и на федеральном, и на региональном уровнях не только сила закона повлияет на структуры, которые ради сиюминутной выгоды готовы идти на любые накрутки в торговле для отечественной продукции. В конце концов, эти люди живут в нашей стране и должны понимать, что разрушение отечественного животноводства может стать только первым шагом туда, где не только поросята с биркой Made in Russia даже хрюкнуть не успеют.

Комментарии запрещены.