Статьи

ГлавнаяСтатьиРоссийский «стандарт» на фальсификат

Российский «стандарт» на фальсификат

16.05.2012 / 17:05

В бесконечной борьбе за качество российских продуктов питания традиционно проигрывает потребитель.

Два года назад обязательная сертификация пищевой продукции была заменена декларированием. Представители сертификационных органов еще тогда били тревогу, что рынок заполонят подозрительные товары. Производители, напротив, приветствовали отмену процедуры, которая, на их взгляд, никак не гарантировала качество. И что мы имеем «с гуся»?

Подножный корм, или натуральный обман

Технологический прогресс позволил «штамповать» колбасу не из мяса, а из шкур, костей, сои и жира под «соусом» из усилителей вкуса и ароматизаторов. Производители рады возможности ваять недешевые продукты из бросового сырья и полсотни химических элементов, при этом не удосуживаясь огласить весь их список в составе. Особенно остро стоит вопрос с качеством алкогольной, молочной, мясной, рыбной и кондитерской продукции.

Каждая третья бутылка элитного алкоголя под импортным брендом является поддельной. Как сообщил «Уралинформбюро» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, виски, который в России легально не производится, за 2011 год в страну было завезено 33,3 миллиона литров, а реализовано … 47,7 миллиона. Что же это за пойло объемом в четырнадцать с гаком миллионов литров?

В Интернете просто разливанное море суррогата, расфасованного в пятилитровые канистры. Стражи порядка периодически наталкиваются на подпольные цеха. В апреле 2012 года такие точки были обнаружены под Екатеринбургом и в Челябинске. На территории Кольцовского комбикормового завода бойко разливали «грузинские» вина «Киндзмараули», «Хванчкара», «Саперави». Там же сыщики изъяли несколько ящиков «виски» Black Label с ароматом ацетона. А в Челябинске контрафакт бутилировали на предприятии, имеющем … лицензию на хранение конфискованного и арестованного алкоголя. Что охраняю – то бодяжу?

Завалены российские прилавки и фальсифицированной молочной продукцией — большей частью на основе растительных жиров, которые в 4-5 раз дешевле натуральных. По данным Национального союза производителей молока, в категорию фальсификата попадает половина сливочного масла, треть сметаны и творога, 70% плавленых сыров, 60% сгущенного молока. При этом цена таких продуктов вполне «натуральная».

Те, кто выпускает продукцию более высокого качества, не отрицают необходимость дешевого сегмента, но при условии, что состав будет честно указываться на упаковке. Между тем, по оценкам экспертов, сейчас 90% пищевиков так или иначе лукавят перед потребителем.

Когда представители разных организаций оглашают подобные цифры, хорошо бы публиковать и список «виновных», считает совладелец Полевского колбасного завода «ЧЕРКАШИН И ПАРТНЕРЪ» Александр Черкашин. «Если защитниками потребителей подсчитано, что в Свердловской области реализуется 80% фальсифицированной колбасы, значит следует назвать и недобросовестных производителей, — настаивает он. — В противном случае покупатель приходит к выводу, что вообще ничего есть нельзя».

Как отметил А.Черкашин, основная доля товаров сомнительного качества завозится в Свердловскую область извне, и здесь практически нет рычагов воздействия. Если в своем регионе надзорные органы еще имеют силу, то в другие субъекты Федерации они лишь могут направить информационное письмо о нарушителях, получив, как правило, в ответ отписки. «Я лично видел колбасу по цене 120-150 рублей за килограмм, на упаковке которой указано, что она сделана по ГОСТу. Здесь даже лабораторных анализов не нужно, чтобы понять, что это фальсификат», — рассказывает Александр Черкашин.

По его мнению, основная роль в борьбе за качество продуктов ложится на Роспотребнадзор. Строгий рыночный контроль и эффективная система наказания более действенны, нежели контроль «на входе». «Бумажки сертификации они и есть бумажки, они ничего не решают, это просто «стрижка» денег: на сертификацию можно принести продукт приличный, а потом гнать что попало», — уверен А.Черкашин. Отсеивать некачественную продукцию можно лишь регулярными проверками, ее изъятием и более активной позицией потребителей, которые страдают в первую очередь.

Купить нельзя игнорировать

Обязательная сертификация продовольственных товаров была введена в России в 1993 году, когда рынок «задушили» подделки. В 2003 году закон о техрегулировании умерил госконтроль за бизнесом: сертификат гарантировал безопасность продукции для здоровья, но не качество как таковое. А техрегламенты регулировали лишь соответствие продукции ее названию — к примеру, сыр это или сырный продукт. При этом право выдавать сертификаты на продукты получили частные организации, что стало очередной «кормушкой» для мошенников. Сертификаты потеряли прежний вес. Их замена на процедуру декларирования дала большую свободу предпринимателям. Компаниям дали возможность испытывать продукцию в собственной или сторонней аккредитованной лаборатории и уже с результатами прийти в орган сертификации.

С тем, что сертификация не имеет большого влияния в борьбе с фальсификатом, согласны и в самом Роспотребнадзоре. К сертификации, бывает, предъявляется одно, а реализуется в итоге другое, сетует начальник отдела защиты прав потребителей управления ведомства в Свердловской области Наталья Афанасьева. По ее словам, чаще всего встречается фальсификат, в котором заявленные составляющие продукта подменяются более дешевыми. Более серьезное нарушение — подделка бренда. Информационная фальсификация имеет место, когда неправомерно указывается что продукт, к примеру, высшего сорта.

Роспотребнадзор просто не в силах проконтролировать всё и вся. По закону плановую проверку предприятий инспекторы могут проводить не чаще чем раз в три года, внеочередные — по факту инцидента или обоснованной жалобе потребителя. Но из-за ограничения финансовых и штатных ресурсов ревизии случаются и того реже. К тому же нередкость, когда ревизоры, сняв товар с продажи, на следующий день вновь обнаруживают его на прилавке. Мало того, что Роспотребнадзор перегружен работой, есть ограничения и в возможностях лабораторных исследований. «При этом мы стараемся расширять список контролируемой продукции, с этого года начинаем работать с соками», — отмечает Н.Афанасьева.

Существенных рычагов влияния на нарушителей «пищевой конвенции» до последнего времени не было. Максимальный штраф для юридического лица за фальсификацию составлял 20 тысяч рублей. Вступившее в силу 19 января 2012 года обновленное законодательство предусматривает штраф до 300 тысяч и конфискацию продукции, а при отягчающих обстоятельствах и до 700 тысяч рублей. Однако взыскание можно наложить только в судебном порядке, что значительно тормозит процесс разбирательств. «Мы только осваиваем новую практику, в суде уже рассматриваются дела… У нас есть опасения, что при вынесении санкции будет учитываться объем фальсифицированной продукции. И если речь идет о нескольких банках, служители Фемиды ограничатся устным замечанием (есть и такая санкция), хотя нарушителей нужно учить порядку серьезными штрафами», — считает Наталья Афанасьева.

По мнению представителей Роспотребнадзора, необходимо разграничить ответственность производителей и торговцев, ведь иногда последние становятся заложниками недобросовестных поставщиков, и в этом случае размер санкции должен зависеть от степени вины. Впрочем, ревизоры признают, что щепетильность производителя зависит и от требовательности ритейлеров — у последних есть возможность контроля закупаемой продукции, и, если бы на торговые полки не выкладывали что попало по бросовой цене, горе-производители сами бы отсеялись.

Управляющий ОАО «Свердловский хлебомакаронный комбинат» (бренд «Смак») Владилен Фуфаров считает, что причина засилья некачественной продукции — именно в гонке ритейлеров за дешевым товаром, качество в данном случае уходит на второй план. Вместе с тем, по словам Александра Черкашина, примеры ответственного ведения бизнеса уже есть. Такие сети, как Metro и Auchan, предъявляют высокие требования к поставщикам по сертификации продукции в соответствии с требованиями международных стандартов, в частности, ISO 22000.

«Обидно, что даже высокая цена не является гарантией подлинно качественного товара. Попадается и дорогостоящий фальсификат», — сетует Наталья Афанасьева. По ее словам, проблема не в том, что законодательство несовершенно, а в том, что оно не исполняется.

По словам главы управления Роспотребнадзора по Свердловской области Сергея Кузьмина, для приведения нарушителей в чувство реальности надо повышать персональную ответственность, дисквалифицировать незаконопослушных руководителей, а также чаще приостанавливать деятельность недобросовестных производителей. В европейских странах эффект дает именно жесткая «карательная» практика, когда предприятия отвечают за качество своей продукции вплоть до уголовной ответственности. А потому там и масло масленее.

Комментарии запрещены.