Интервью

ГлавнаяИнтервью

Андрей Ерин: «Ограничение объема ПЭТ-тары ударит по мелким и средним пивоварням»

24.07.2014


Источник фото: http://agro.ru

Пивоваренная компания «САН ИнБев» , Директор по корпоративным отношениям

Андрей Ерин, директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании «САН ИнБев», поделился с порталом AGRO.RU своим мнением об ограничении объема ПЭТ-тары для алкогольной продукции до 0,5 л. По его словам, последствием подобного ограничения до 0,5 л может явиться падение индустрии.


- Андрей Владимирович, в июне этого года в первом чтении был принят законопроект об ограничении розничных продаж алкогольной продукции в полимерной потребительской упаковке. По идее законодателя, продукция крепостью более 4% не может разливаться в ПЭТ-тару свыше 0,5 л. Кого это возможное серьезное ограничение затронет в первую очередь?

- Очевидно, что предлагаемые поправки по снижению объема ПЭТ-тары для алкогольной продукции будут воздействовать исключительно на пивоваренный рынок России, не затрагивая крепкий алкоголь и вино, и на производителей ПЭТФ-гранулята и ПЭТ-преформ. Но главное, что заявленная законодателями цель такого ограничения – снижение алкоголизации населения – не будет выполняться. Как нам удалось выяснить, никаких исследований – ни экономических, ни маркетинговых – в отношении снижения объёма ПЭТ-упаковки до 0,5 литров и степени его влияния на уровень потребления алкоголя, и в частности пива, не проводилось.

- Почему у Вас такая уверенность в том, что на алкоголизацию населения воздействия не будет?

- Предложенные поправки находятся в явном противоречии с Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одним из основных положений которой является снижение доли крепкого алкоголя в структуре потребления. Согласно же внесенным поправкам, ограничения по объему тары коснутся только пива, создавая преференцию крепкому алкоголю. Простой математический расчет показывает: цена за 1 мл алкоголя в пиве дороже, чем в крепких спиртных напитках. Таким образом, на сегодня водка доступнее пива. В бутылке водки 0,5 л содержится 200 мл чистого спирта. Примерно такое же количество спирта содержится в 4,5 л пива крепостью 5%. Что, по-вашему, проще выпить: 4,5 л пива или 0,5 л водки? Вопрос риторический. Потребление пива – это, как правило, долговременный процесс, в компании друзей, во время просмотра футбольного матча, под правильную закуску. Большая тара используется и для удобства логистики, и пиво в данном случае покупается для потребления в компании, на пикнике и пр. Конечно, с собой легче и проще взять ПЭТ-тару, чем стеклянные бутылки при равных объемах. Так что данный законопроект серьёзно ущемляет и права потребителей, которые должны иметь возможность выбора. И конечно, такое жесткое ограничение скажется и на стоимости продукции.

- А как нововведение отразится на стоимости продукции?

- Стоимость продукта однозначно возрастет. На это много причин. Дорогостоящее переоснащение линий – это только один из аспектов. Фактический запрет ПЭТ-тары вынудит производителей переключиться на другую тару – стекло и алюминий. А помимо того, что она сама по себе стоит в несколько раз дороже, гораздо больше затрат, и не только финансовых, требует ее логистика. Будущая ПЭТ-бутылка поступает на пивоваренный завод в виде небольшой преформы, размером в несколько сантиметров. Алюминиевые банки и стеклянные бутылки поставляются в уже готовом виде и занимают гораздо больше месте. Как следствие: больше автоперевозок. Вообще, запрет повлечет очень серьезное воздействие на окружающую среду, о котором предпочитают не говорить. Жизненный цикл ПЭТ-упаковки связан с созданием меньшего объема отходов (к слову, перерабатываемых на 100%), меньшей же эмиссией парниковых газов. Я уже упомянул увеличение рейсов автомобилей, а есть еще и мойка стеклянной бутылки. Кроме того, производство стеклянной и алюминиевой тары — более энергоемкий процесс.

- Разговоры об ограничении использования ПЭТ-тары идут давно. И насколько известно, Союз пивоваров даже выступил с инициативой самоограничения.

- Поддерживая идею ответственного потребления пива, а также разделяя общественную озабоченность, компании, входящие в Союз пивоваров России, в том числе и «САН ИнБев», показали готовность к саморегулированию и с 1 января 2014 года отказались от производства пива в ПЭТ-упаковке объемом более 2,5 литров и пива с содержанием этилового спирта более 6% в ПЭТ-упаковке более 2 л. Для понимания масштаба инициативы: Союз пивоваров объединяет более 60 крупных, мелких и средних компаний, производящих пиво, и покрывает более 90% рынка. Данная инициатива была положительно воспринята Правительством России. То, что предложено сейчас, не проработано и не имеет под собой ни экономических, ни медицинских оснований. Замечу, что не проводилась оценка регулирующего воздействия данных поправок. Такое жесткое ограничение затронет не только пивоваренную индустрию, но и смежные отрасли: производителей ПЭТ-гранулята, производителей ПЭТ-преформ. Это крупные компании, которые инвестируют в свое производство. У них есть планы по инвестициям и на последующие годы, и они, я думаю, в связи с этими поправками серьезно задумаются в необходимости планируемых инвестиций.

- На ваш взгляд, каковы последствия данного ограничения?

- Учитывая общее жесткое регулирование пивоваренной отрасли, последствием подобного ограничения до 0,5 л может явиться падение индустрии. Здесь кто-то скажет: «Ну, и хорошо! Будут меньше производить – будут и меньше пить». Но не нужно забывать, что если будут меньше пить пива, то, соответственно, будут больше пить крепких алкогольных напитков, которые на сегодняшний день более доступны. В пересчете на 1 мл чистого спирта водка в среднем по рынку примерно в 1,3 раза дешевле, чем пиво. Также мы предполагаем, что может возникнуть серьезная социальная напряженность. И это не голословное заявление. В декабре 2011 года компания Ernst&Young провела исследование о последствиях запрета ПЭТ-тары на российском рынке (а обсуждаемое ограничение фактически и есть запрет ПЭТ-тары). В нем приводились цифры по возможной безработице в ПЭТ-индустрии: она может достигнуть14%; а в пивоваренной отрасли – и того выше. В данном исследовании было показано снижение инвестиций как со стороны производителей ПЭТ, так и в пивоварении, а это одни из самых высокотехнологичных отраслей на сегодняшний момент, где заняты сотни тысяч людей.

- По кому запрет ударит особенно болезненно?

- В первую очередь он ударит по мелким и средним пивоварням. В России их порядка 500-550, и многие с этим не справятся. За последние годы только крупные компании закрыли 9 заводов, здесь же счет пойдет на десятки, а возможно, и на сотни. А это и потеря рабочих мест, и возрастание социальной напряженности в регионах, где достаточно тяжело найти работу. Со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

- А какая практика в других странах? Есть ли там подобные ограничения?

- На сегодняшний день ни в одной из стран, входящих в ВТО, нет ни запретов, ни ограничений на производство алкогольной продукции в ПЭТ-таре, за исключением Казахстана: при этом там 20-25% пива разливается в ПЭТ-тару непосредственно в магазинах. Сегодня Совет министров Беларуси утвердил ограничение свыше 2 литров по объему ПЭТ-упаковки для слабоалкогольных напитков. Это решение было принято после всесторонних консультаций с экспертным сообществом и заинтересованными министерствами. И потому оно жизнеспособно. Безопасность ПЭТ-тары подтверждена многочисленными исследованиями. Они проводятся на регулярной основе, поскольку меняются материалы, которые, кстати, становятся все более и более экологически чистыми. И если мы посмотрим на потребление ПЭТ-упаковки для алкоголя по странам мира, то увидим, что оно растет из года в год в год примерно на 6%.

Комментарии запрещены.