Интервью

ГлавнаяИнтервьюВиктор Линник: «Решения Минсельхоза не выглядят взвешенными».

Виктор Линник: «Решения Минсельхоза не выглядят взвешенными».

21.12.2012

Виктор Линник: «Решения Минсельхоза не выглядят взвешенными».
Источник фото: http://rugrad.eu

Виктор Линник: «Решения Минсельхоза не выглядят взвешенными».

АПХ «Мираторг» , Президент

Виктор Линник о том, что помогло им с братом построить гигантский агропромышленный холдинг и что сейчас тормозит его развитие

Братья Виктор и Александр Линники в середине 90-х были одними из многих, кто занимался импортом мясных продуктов и полуфабрикатов. И оказались одними из немногих, кто сделал из этого большой бизнес. Сейчас принадлежащая им компания «Мираторг» — вертикально-интегрированный агропромышленный холдинг с годовой выручкой свыше 1 млрд евро, по производству свинины они давно номер один в России. Через 2-3 года должен заработать на полную мощность самый смелый и самый масштабный, беспрецедентный для России проект компании по разведению крупного рогатого скота. Братья строят бизнес полного цикла — от поля до прилавка: компания сама будет выращивать зерно, которое идет на корм для скота, мясо которого доставляется собственной дистрибуторской компанией с собственных складов в независимую розницу и переработку, а также в собственные магазины под брендом «Мираторг».

В любой стране сельское хозяйство неразрывно связано с политикой. И в России крупные животноводческие проекты до сих пор были обласканы властями, защищены заградительными импортными пошлинами и простимулированы различными льготами. На завезенных под Брянск из Австралии и США черных коров «Мираторга» приезжали посмотреть все первые лица страны. До сих пор все амбициозные планы Линников воплощались в жизнь — и казалось: фортуна к ним не переменится. Но за последние полгода ситуация резко изменилась — и не в пользу животноводческих предприятий. Россия присоединилась к ВТО, и с 23 августа импортные пошлины на свинину рухнули за три месяца на 20-25%. Новый министр сельского хозяйства взялся за изменение сложившейся практики господдержки производителей. К тому же была засуха, и зерно, а значит, и корма для животных резко подорожали. Несмотря на начавшиеся проблемы на рынке, этот год «Мираторг» планирует завершить с высокими финансовыми показателями: выручкой в 46,5 млрд руб. и чистой прибылью в 14,5 млрд руб. Но чего ждать в новых условиях, вырастут ли цены на мясо или, наоборот, на прилавках теперь будет засилье дешевого импорта, куда дуют политические ветры в сельском хозяйстве и каковы его перспективы при новом министре, рассказывает президент «Мираторга» Виктор Линник.

— Как скажутся на «Мираторге» последние изменения на рынке?

— Мы анализируем ситуацию в связи с присоединением России к ВТО. Если же ухудшатся условия по субсидированию и господдержке, то под вопросом окажутся наши новые инвестиции в любой из секторов мясного производства. В ближайшие 2-3 года будем заниматься строящимися проектами, все кредитные соглашения подписаны. Через полгода будет запущен проект по производству 100 000 т мяса птицы в год. В активной стадии реализации проект по производству крупного рогатого скота в Брянской области. А вот браться за новые в ближайшее время мы точно не будем. Очень важно чувствовать поддержку от государства. Многое делается в России впервые и по технологиям, и по масштабу, много не зависящих от инвестора ситуаций. В нашей стране все очень хорошо знают, чего делать нельзя, — есть масса проверяющих и контролирующих органов. А вот как создать что-то новое и эффективно работающее, знают и умеют немногие.

— Честно говоря, мне ваша позиция кажется лукавством. Я крайне мало знаю примеров компаний в других секторах, у которых были бы такие же показатели по рентабельности, как у вас и двух публичных агрохолдингов, «Русагро» и «Черкизово», в 40-50% EBITDA…

— У нас почти вся прибыль формировалась в секторе производства товарного поголовья. Она временная и была из-за высоких цен на свинину и низких цен на корма. К тому же у нас высокоэффективное производство и большие масштабы. Ну и не надо забывать, что кредиты выданы на восемь лет и надо накопить достаточно ресурсов для их своевременного возврата. Но до начала проектов никто на такую рентабельность не рассчитывал, и ее такой на протяжении всего времени реализации проекта не будет. За последние месяцы цены на «живок» (живые свиньи) уже обвалились с 95 руб. за 1 кг до 70-75 руб. за 1 кг. С другой стороны, подорожало зерно: пшеница 4-го класса — больше 10 000 руб. за 1 т, и ее на рынке почти нет, как почти нет и ее альтернативы.

Чтобы произвести 1 кг свинины в живом весе, необходимо 2,1 кг зерновых в комбикорме или 3 кг комбикорма. При росте цены за 1 кг пшеницы на 5 руб. мы получаем увеличение себестоимости производства на 11-12 руб. Разговоры о сверхрентабельности в отрыве от этого контекста не корректны. Вообще, это правильно, когда инвестор зарабатывает в секторе, который должен активно развиваться, — в данном случае первичном производстве свиней. Иначе он туда не пойдет, тем более если отрасль сельскохозяйственная и капиталоемкая. Это характерный пример того, как правильные действия Минсельхоза и правительства по созданию необходимых условий позволили получить ощутимый результат — за последние шесть лет производство свинины в стране выросло почти на 60%, или на 1 млн т, а промышленное свиноводство — в 4 раза! При наращивании объемов производства цена на мясо будет снижаться, и потребитель от этого выиграет.

— Вы уже в 2004 г. стали вкладываться в строительство свиноводческого производства, когда еще не было программ господдержки. Уже тогда было понятно, что государство будет субсидировать это направление, или вы сами поняли, что рынок перспективен?

— В период становления нашего бизнеса мы активно ездили, смотрели на бизнес иностранных партнеров — перенимали западный опыт и технологии в области дистрибуции, логистики и первичной переработки мяса, и они шли нам навстречу как серьезному клиенту. К тому времени мы превратились в крупнейшего импортера свинины и одного из лидеров в импорте мяса птицы и говядины, им и остаемся до сих пор.

Когда мы еще только вкладывали серьезные деньги в закупку транспорта, дистрибуторские центры, маркетинг, то понимали, что наш инвестиционный колосс стоит на глиняных ногах, т. е. на импорте. Всегда думали о том, что хорошо бы для нашей мощной дистрибуции сделать фундамент в виде собственного производства — так, как это работает в других странах. В 2003 г. было введено квотирование импорта мяса. Мы восприняли это как сигнал от правительства, что пора инвестировать в Россию. Некоторое время на рынке еще оставались лазейки, бившие по внутреннему производству, скажем, в виде серого импорта, из-за которого цены на внутреннем рынке не могли стабилизироваться. К 2005 г. ситуация выровнялась, мы решились пойти в агробизнес и стали смотреть, куда вложить деньги. Птицеводство к тому времени активно развивалось и без нас, поэтому мы решили пойти в сравнительно пустую нишу — свиноводство. Через своих партнеров-поставщиков узнали, что есть довольно крупный свинокомплекс на Белгородчине, которым владела группа французских акционеров. Для развития им нужен был соинвестор, мы вошли в их бизнес, выкупив 60% акций. Европейцы из фермы сделали что-то вроде французской колонии. Работами по удалению навоза у них руководил француз, который за это получал около 5000 евро в месяц, хотя эту работу мог выполнять российский специалист не менее эффективно, но за гораздо меньшие деньги. Эти оргпроблемы мы успешно решили, выкупили оставшийся пакет акций и, получив опыт, взялись за создание полноценного агрохолдинга.

— «Мираторг» основан в 1995 г., а как вообще получилось, что вы оказались в продуктовом бизнесе?

— Начало нашей c братом предпринимательской деятельности пришлось на сложный период начала 90-х гг., время перехода от социализма к капитализму. Начинать что-то новое было рискованно, но появился шанс создать свое дело. Третий важный момент — правильно выбранная стратегия, соответствующая времени и ситуации в стране. Продукты питания всегда были и остаются востребованными, а в то время российский покупатель привык к пустым полкам магазинов и был очень далек от того изобилия ассортимента, которое есть на сегодняшний день. Совокупность этих факторов и стала причиной того, что мы выбрали для себя это направление деятельности.

— Что собой тогда представлял рынок поставки продуктов, что за конкуренты у вас были?

— Это было скорее броуновское движение, чем системно работающий механизм. Первой нашей бизнес-идеей стали поставки сухого молока из Голландии. Бизнес пошел хорошо, но у него был ограниченный потенциал, поэтому мы поднакопили денег и перешли на импорт мяса. Возили свинину, птицу и говядину из Евросоюза, а вот традиционным для тех лет импортом ножек Буша совсем не занимались. Сложно заниматься дистрибуцией, развивать торговые марки без базы в виде собственного производства, поэтому и решили его создавать. Безусловно, импортом продукции тогда занималось подавляющее большинство наших конкурентов, однако далеко не многие из них вовремя задумались о том, чтобы начать собственное производство. И как результат — сегодня о них уже практически не слышно.

— В итоге — сколько сейчас приходится на импорт в «Мираторге», что импортируете?

— На сегодняшний день на долю импорта в нашем объеме продаж приходится около 45%. В основном речь идет о говядине из Бразилии, мясе птицы из Бразилии и Европы, а также свинине из Европы, Бразилии, Канады и США.

Комментарии запрещены.