Интервью

ГлавнаяИнтервьюСергей Дегтярь: «Вступление в ВТО объединило региональный ритейл и производителей»

Сергей Дегтярь: «Вступление в ВТО объединило региональный ритейл и производителей»

30.08.2012

Сергей Дегтярь: «Вступление в ВТО объединило региональный ритейл и производителей»
Источник фото: http://ura.ru

Сергей Дегтярь: «Вступление в ВТО объединило региональный ритейл и производителей»

Тюменская область , Заместитель губернатора

Россия вступила в ВТО. Переговоры, равно как и подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, шли на протяжении нескольких лет. Насколько готовы российские производители и сетевой ритейл к «открытию коридора», смогут ли они выдержать конкуренцию с мировыми брендами, покажет время. О том, какая работа велась по продвижению тюменских товаров на региональный рынок, рассказывает заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь.

– С постперестроечных времен сфера потребительского рынка практически не регулировалась, взаимоотношения между торговлей и производителями были достаточно хаотичны, возникало много проблем, и Тюменская область здесь не исключение. Для того чтобы обеспечить баланс интересов всех заинтересованных сторон, а также для разъяснения положений проекта федерального закона о торговле, мы организовали прямую линию. К слову, на второе полугодие 2009 года пришлось активное обсуждение нескольких предложенных вариантов вышеуказанного закона. Особое внимание уделялось статьям, регламентирующим взаимоотношения между поставщиками продукции и сетевым ритейлом.

Скажу прямо, на тот период ни те, ни другие не были готовы к цивилизованным взаимоотношениям. Местные сельхозпроизводители в большинстве случаев при всех потенциальных преимуществах качества своей продукции серьезно отставали из-за отсутствия привлекательной упаковки, внешнего вида – всего того, что делает товар привлекательным для покупателя. Кроме того, сроки и объемы поставок соблюдались не всегда, что вызывало вопросы как у покупателей, так и у широкого круга предприятий торговли. Причем последние были ориентированы на продажу яркого импортного товара, который активно приобретался жителями Тюменской области, но серьезно отставал в своих качественных и экологических характеристиках.

Акция «Покупаем тюменское!» должна была разрешить ряд вышеописанных проблем. Ее активно поддержал губернатор области Владимир Якушев. Цель акции – продвижение товаров сельхозпроизводителей Тюменской области и стимулирование предприятий торговли региона к их реализации. Задачами проекта стали популяризация продукции местных производителей, увеличение объемов поставок продукции местных сельхозпроизводителей в предприятия торговли области и урегулирование взаиморасчетов между местными сельхозпроизводителями и предприятиями тор-говли. Они одновременно предполагали еще и выполнение основных требований закона о торговле.

– Насколько, на ваш взгляд, успешно прошла реализация закона о торговле в Тюменской области?

– Закон и сейчас активно реализуется. Напомню, что с начала реализации закона, то есть с февраля 2010 года, ряд его статей имел переходный период. Особенно это касалось урегулирования взаиморасчетов между поставщиками и продавцами продукции.

Совместно со специалистами департамента АПК мы активно консультировали ту и другую стороны по новому формату договоров по взаиморасчетам. Юристы областного управления лицензирования и регулирования потребительского рынка разработали типовую форму договора, чтобы максимально исключить конфликтные ситуации, тем самым не сорвать сроки поставок продукции, а также не дать возможность обременить местного производителя дополнительными так называемыми бонусами и поборами, которые ложились в торговую наценку. В итоге – чтобы жители области не почувствовали на себе превратности первых шагов в реализации нового закона о торговле. Естественно, сложности еще остаются, но в целом нам это удалось.

– Позволила ли вышеперечисленная работа подготовиться к вступлению в ВТО, какие конкретно мероприятия были реализованы?

– Прежде всего от вступления в ВТО не должен пострадать рядовой покупатель. Думается, что успех адаптации к новым условиям потребительского рынка Тюменской области должен работать по всей цепочке: производитель – продавец – покупатель. Регулярным стало проведение круглых столов в правительстве области с участием местных сельхозпроизводителей и сетевого ритейла. Они стали полноценной переговорной площадкой, где рассматривались и были урегулированы, в том числе с учас-тием губернатора, самые конфликтные вопросы.

На круглых столах (февраль, апрель, август 2010 года, март, ноябрь 2011 года, март 2012 года) с участием товаропроизводителей и сетевых компаний неоднократно рассматривались вопросы качества поставляемой продукции, упаковки и соблюдения требований к маркировке. Сотрудничество в данных вопросах способствовало расширению ассортимента продукции, улучшению ее качества, применению новых современных видов упаковки. Многие производители провели реконструкцию и модернизацию производственных мощностей, установили высокотехнологичное оборудование, отвечающее самым современным требованиям.

Для создания условий устойчивого увеличения производства сельскохозяйственной продукции и стабилизации цен на указанную продукцию в октябре 2011 года заключено соглашение между НП «Ассоциация предприятий розничной торговли Тюменской области» и НП «Производители сельскохозяйственной продукции и продовольствия Тюменской области».

По итогам 2011 года доля продаж товаров местного производства в общем объеме товарооборота продовольственных товаров торговых сетей составила 20 процентов, с продукцией собственного производства торговых сетей – 27,7 процента. Активную позицию в этом занимает администрация Тюмени. Доля оборота торговых сетей по городским округам и муниципальным районам области в первом полугодии 2012 года составила 17,4 процента от общего оборота розничной торговли. Управлением лицензирования и регулирования потребительского рынка совместно с департаментом АПК проводится ежемесячный мониторинг динамики и структуры дебиторской задолженности за поставленную продукцию ведущих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Тюменской области в предприятия торговли. С 1 января 2010 года просроченная кредиторская задолженность региональных торговых сетей сократилась почти в пять раз (с 16,4 до 3 миллионов рублей).

Кроме того, уменьшилась просроченная дебиторская задолженность у местных товаропроизводителей по товарным группам: безалкогольные напитки – на 1,5 миллиона рублей, или в 4,5 раза; хлеб и хлебобулочные изделия – на 3,4 миллиона рублей, или в 2,5 раза; мясо-колбасные изделия – на 6 миллионов руб-лей, или в 2,4 раза. На 1 июля 2012 года просроченная дебиторская задолженность отсутствовала у предприятий-изготовителей мяса птицы и рыбопродукции.

– Как осуществляются мероприятия по популяризации продукции местных производителей?

– Дегустации продукции местных товаропроизводителей «Покупаем тюменское. Вкусный маркетинг» прошли в торговых предприятиях Тюмени. Постоянными участниками дегустаций являются: ООО «Тюменский деликатес», ОАО «Тюменьмолоко», ЗАО «Квартет», ЗАО «Птицефабрика «Пышминская», ООО «Ишимский мясокомбинат». В 2012 году проведено 32 дегустации, что позволило повысить узнаваемость дегустируемой продукции у населения. Во время экскурсий «Покупаем тюменское. Внеклассные прогулки» школьники и студенты побывали на предприятиях и познакомились с местными производителями и выпускаемой ими продукцией.

В текущем году проведено 11 экскурсий для 220 школьников и студентов на предприятия разных сфер производства. Это способствовало профориентации учащихся и позволило устанавливать тесные связи между образовательными учреждениями и предприятиями. Конкурс «Знай наших» знакомит жителей с местными производителями и многообразием их продукции. Около 20 мелких и крупных производителей приняли в нем участие. Автобусы популярных городских маршрутов в этом году «одеты» в цвета и символику проекта и называются «Вкусные автобусы». В мероприятии приняли участие шесть производителей из разных городов и районов области: ООО «Молоко» из с. Бердюжье, ИП Салов В.И. из Тюмени, ОАО «Мясокомбинат Ялуторовский», ООО ТПК «Дикорос-Тюмень», ООО ПК «Молоко» из с. Нижняя Тавда, ООО «Ишимский мясокомбинат». Предприятия отмечают интерес к их продукции как со стороны потребителей, так и со стороны средств массовой информации, что отражается на росте продаж.

Для участников проекта «Покупаем тюменское!» разработан фирменный стиль, так называемый брендбук – инструмент, позволяющий производителю экономить время, а также денежные средства для продвижения своей продукции, используя узнаваемый единый фирменный стиль оформления продукции, упаковки, рекламных материалов и мест продаж под брендом «Покупаем тюменское!». Этот фирменный стиль помогает потребителю идентифицировать выбранные товары с товарами местных производителей. В результате грамотное применение брендбука способствует увеличению спроса и, как следствие, приверженности покупателей к торговой марке производителя. В настоящее время достигнуты договоренности с сетями «Мосмарт» и «Магнит» по брендированию внутреннего пространства предприятий в символику проекта для привлечения внимания жителей города, стимулирования интереса у населения к местным товарам и увеличения их продаж.

Разработано рекламное изображение «Перевес в твою пользу». Тюменцы понимают, что покупать местное выгодно. В городе размещено десять билбордов с изображением. Еще восемь билбордов будут размещены в Тобольске, Ишиме, Ялуторовске и Заводоуковске. Изготовлены плакаты для использования в предприятиях розничной торговли и общественного питания «Покупаем тюменское. Выбираем лучшее», плакаты «Покупайте товары, отмеченные знаком» (стимулирование покупок товаров со знаком конкурса «Лучшие товары и услуги Тюменской области»).

Модернизирован сайт «Покупаем тюменское 2.0», который является виртуальной площадкой для продвижения товаров местных производителей. На ресурсе зарегистрированы 102 предприятия-производителя, 52 предприятия розничной торговли, количество уникальных посетителей достигает до 150-200 в сутки, в среднем около шести тысяч человек в месяц. В 11-й раз прошел конкурс «Лучшие товары и услуги Тюменской области». С 2002 по 2012 год количество предприятий-участников увеличилось почти в три раза. На конкурс в 2012 году поступили заявки от 136 предприятий Тюменской области, в том числе восемь предприятий из ХМАО – Югры и два – из ЯНАО.

– Насколько увеличились объемы поставок продукции местных сельхозпроизводителей в предприятия торговли Тюменской области?

– Для удовлетворения спроса населения Тюмени в качественных, натуральных товарах, создания условий для расширения рынка и поддержки местных производителей, городская администрация заключила семь соглашений с сетевыми ритейлерами в 44 действующих торговых объектах: должны присутствовать товары местных производителей в объеме не менее 10 процентов от общего товарооборота продовольственной группы товаров (ООО «Лента», ООО «Партнер-Маркет», ООО «Элемент-Трейд-Тюмень», ЗАО ТД «Перекресток», ЗАО «Мегамарт», ООО «О’КЕЙ»), а ЗАО «Тандер» (сеть торговых объектов «Магнит») – не менее 20 процентов.

Управление лицензирования и регулирования потребительского рынка совместно с департаментом АПК проводят ежемесячный мониторинг объемов поставок продукции региональными товаропроизводителями в предприятия розничной, оптовой торговли, общественного питания, социальной сферы и иные хозяйствующие субъекты.

За 6 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года отмечен рост объемов поставок произведенной продукции в сетевые компании, прочие предприятия торговли, общественного питания и иные организации. Так, например, в разрезе товарных групп: молочная продукция ООО ПК «Молоко» увеличилась на 2 229 тонн, или 50,7 процента; ООО «Боровский молочный завод» – на 226,7 тонны, или 30,9 процента; ООО «ЮниМилк» – на 10 962 тонны, или 23,4 процента; ОАО «Тобольский гормолзавод» – на 519,4 тонны, или 22,9 процента; хлеб и хлебобулочные изделия ИП Мансурова Г.Р. – на 319,2 тонны, или на 49,6 процента; ОАО «Тюменский хлебокомбинат» – на 557,8 тонны, или 11,3 процента; кондитерские изделия ИП Ямов С.В. – на 8,9 тонны, или 47,3 процента; ИП Шарий А.В. – на 41,4 тонны, или 30,3 процента; ЗАО «Земля» – на 0,7 тонны, или 20 процентов; мясо-колбасные изделия – ЗАО АПК «Рощинский» – на 22,2 тонны, или 24,4 процента; мясо птицы – ЗАО «Птицефабрика «Пышминская» – на 66,9 тонны, или 21,4 процента, безалкогольные напитки – ООО «Водопад-1» – на 107,4 тонны, или 37,7 процента; ЗАО МПБК «Очаково» – на 120,8 тонны, или 11,1 процента.

– Какую основную задачу вы ставите перед участниками этого процесса при вступлении в ВТО?

– Прежде всего нужно понимать, что конкурентная среда станет жестче не только в производстве, в том числе и сельхозпродукции, но и в сфере торговли. Множество представителей иностранного ритейла уже стоят на низком старте со своим товаром
с неочевидным качеством. Конкурировать с ними в этом означает путь в никуда. Для регионального, а возможно и федерального ритейла, единственным конкурентным преимуществом может стать реализация только местной или отечественной продукции. Сейчас настало время объединить усилия, сделать свои отношения максимально эффективными между местными сельхозпроизводителями и региональным ритейлом. Хорошая основа для этого заложена. Успех нужно развивать.

В итоге выиграют потребители – жители Тюменской области.

Комментарии запрещены.