Главная → Интервью → Россельхознадзор: «55% вспышек чумы свиней — от хозяйств силовиков»
Россельхознадзор: «55% вспышек чумы свиней — от хозяйств силовиков»
03.08.2012
Источник фото: http://www.partline.ru
Россельхознадзор: «55% вспышек чумы свиней — от хозяйств силовиков»
Россельхознадзор , Глава
— Ситуация с африканской чумой свиней остается напряженной уже не первый год. В чем трудности?
— Эпизоотическая ситуация по африканской чуме свиней остается крайне напряженной с 2007 года. С этого времени в 26 субъектах выявлены 278 неблагополучных пунктов и 45 инфицированных вирусом объекта. Сейчас мы терпим колоссальные убытки. Вдумайтесь в эти цифры: при ликвидации очагов АЧС уничтожено более 460 тыс. голов свиней, компенсация за отчужденных животных составила более 1,5 млрд рублей. И это лишь прямые потери. Реальные же убытки гораздо выше.
— На этой неделе возникла новая вспышка АЧС в Тверской области.
— На этот раз пострадал не десяток животных в каком-либо личном подсобном хозяйстве (ЛПХ), не пара диких кабанов, а один из крупнейших в регионе свиноводческих комплексов. А как все развивалось? Возникли первые вспышки. Мы писали письма — примите меры. Вспышки повторялись, ширились. В дикой природе, в ЛПХ. Мы обращались к руководству области — примите меры. 4 июля я лично обратился к тверскому губернатору – введите карантин. Говорил с ним по телефону. Он говорит: «Сергей Алексеевич, это моя зона ответственности, я сам отвечаю за свой регион». Произошли новые вспышки – опять в ЛПХ и среди кабанов. Наконец, 18 июля решение о введении карантина на территории Тверской области все же принято. Но… упущено время. И 24 происходит вспышка на флагманском свиноводческом предприятии области. И после этого — новая вспышка АЧС в Волгоградской области и две, с интервалом в один день, на Кубани! При чем здесь территориальные зоны ответственности, если речь идет о благополучии страны в целом! Есть федеральный центр, и есть проблемы, которые объективно может решить только он. То, что произошло буквально в последние дни, просто запредельно. Сбывается, как в кошмарном сне, всё то, о чем мы говорили в своих прогнозах. Чума подошла к наиболее значимым для страны аграрным регионам. Мы просто не можем себе позволить дальнейшего распространения болезни, ее переноса в новые области. Надо принимать принципиальные решения.
— В чем причины того, что дело зашло так далеко?
— Отсутствие реальной вертикали контроля и ответственности привело к тому, что несмотря на регулярные поручения правительства и Межведомственной комиссии по предотвращению распространения АЧС, в целом ряде субъектов не приняты необходимые меры по недопущению распространения этого заболевания. Анализ источников распространения АЧС показал, что основную роль в продвижении болезни играют два фактора: распространение заболевания в популяции диких кабанов и пищевые отходы, скармливаемые свиньям. В том числе и в подсобных хозяйствах силовых ведомств, которые стали источником заболевания в 55% случаев всех зарегистрированных вспышек. С другой стороны, распространение АЧС среди кабанов связано с особой позицией Минприроды России, которое препятствует их отстрелу, депопуляции. Добавляет рисков и бесконтрольный оборот пищевых отходов, к тому же при упорном несоблюдении владельцами свиней ветеринарных требований и норм.
Сложилась ситуация, когда в России начисто отсутствует система ветеринарного контроля за сбором и уничтожением пищевых отходов. Вот и получается, что Минприроды контролирует природу, не учитывая важнейших эпизоотических моментов, способных резко осложнить ситуацию на всего российского аграрного производства, а единственное ведомство, контролирующее пищевые отходы, — Роспотребнадзор — по определению не является частью национальной ветеринарной службы.
К этому можете добавить упорное непринятие соответствующих мер органами управления ветеринарией и администрациями субъектов Российской федерации. Интересы сугубо местные ставятся выше интересов всего региона и тем более — всего государства. Из-за этого мы постоянно сталкиваемся с тем, что при начале падежа свиней его пытаются скрыть.
— Какой выход вы видите сейчас?
— Прежде всего — изменение правового поля. Нам нужен новый, разумный закон «О ветеринарии», нужны законодательно утвержденные правила по предупреждению распространения и ликвидации АЧС, правила содержания свиней на личных подворьях, граждан, правила оформление ветеринарной сопроводительной документации в электронном виде, нужна система отслеживания перемещения животных и животноводческой продукции, нужны изменения в КОАП, УК РФ, предусматривающие повышение ответственности за нарушение ветеринарного законодательства, нужны наконец правила по предупреждению распространения и ликвидации АЧС в дикой фауне.
Еще одним из наиболее действенных выходов из сложившейся ситуации по АЧС является разработка экономически значимых долгосрочных целевых программ субъектов, направленных на предупреждение распространения и ликвидацию заболевания. При этом главы администраций субъектов должны уделять этому вопросу первостепенное значение, и принимать реальные и максимально действенные меры по обеспечению финансирования этих программ.
— Вы недавно проводили проверки на охотохозяйствах. Каковы результаты?
— По поручению Генеральной прокуратуры мы проверили более 50% охотничьих хозяйств, находящихся в Центральном федеральном округе. Что мы выявили? То, что не только массово нарушаются ветеринарно-санитарные нормы и требования, но и то, что отсутствует элементарный надзор за деятельностью охотничьих хозяйств со стороны уполномоченных органов исполнительной власти, а также со стороны Росприроднадзора. О чем говорить, если в Смоленской области в охотничьем хозяйстве ООО «Криницы» допущено заражение пастереллезом и гибель завезенных из Дании бизонов? А ведь тот же пастереллез, как трихинеллез, и бешенство, и сибирская язва, и множество других болезней опасны не только для животных, на и для человека! Что может изменить ситуацию? Как ни парадоксально, присоединение России к ВТО, ибо от нас теперь требуется обеспечение гарантий эпизоотического благополучия регионов, поставляющих продукцию питания животного происхождения, продукцию охоты, корма для животных.
— В России остро стоит проблема свалок, и она не решается уже более 10 лет. Регулируется это хоть как-то законодательством?
— Регулируется. Именно «хоть как-то». Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, находящимся в ведении администрации населенных пунктов. Местные власти относятся к исполнению этого требования закона не очень добросовестно, мягко говоря. Так, в ходе контрольно-надзорных мероприятий территориальные управления Россельхознадзора в 2011 году на землях сельскохозяйственного назначения выявили 4981 свалку и места захламления отходами производства и потребления, а за первое полугодие 2012 года выявлено уже 2042 факта захламления, причем наибольшее количество из выявленных свалок образовано самими органами местного самоуправления.
— Санкции?
— Возможности наказания в этом случае стремятся к нулю. Поэтому Минсельхозом с учетом предложений Россельхознадзора разработан проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части повышения ответственности за порчу земель». Ответственность должна быть реальной и неотвратимой. Законопроект предусматривает наделение полномочиями органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, полномочиями по привлечению к административной ответственности нарушителей за использование земельных участков не по целевому назначению. Или их неиспользованию. Земля — национальное достояние и должна использоваться в интересах страны.
— Многие решения по приостановке ввоза какой-либо продукции ваши оппоненты называют провокативными или политическими. Как вы реагируете на такие заявления?
— Как реагирую? Спокойно. Любые ограничительные действия затрагивают чьи-то экономические интересы. Поэтому, когда нам не могут возразить по сути вопроса, — а это невозможно, потому что по каждому случаю мы принимаем решения взвешенно, обоснованно, на основании актов проверок или лабораторных испытаний — так вот, когда нам нечего возразить по существу, тогда и раздаются политические обвинения. Когда нас обвиняют в применении непропорциональных или избыточных мер, то забывают себя спросить, для чего это нужно Россельхознадзору?! Самое анекдотическое обвинение мы услышали несколько лет тому назад, когда были вынуждены ввести временные ограничения на продукцию одного из польских предприятий, расположенных в Белоруссии. Ограничения нам пришлось ввести после того, как в поставляемой ими продукции, мясо-растительных сосисках, нашли золотистый стафилококк. Нарушение, кстати, серьезнейшее. Так вот, в этом случае нас обвинили в том, что мы… готовим рейдерский захват этого самого предприятия-нарушителя. Такая вот экзотика. Полет фантазии.
— Ходят слухи, что вы можете стать еще и замминистра сельского хозяйства. Правда ли это и считаете ли вы, что это поможет в борьбе с АЧС?
— Верить слухам — дело неблагодарное. Такое совмещение не предусматривается законодательством. В известном указе говорится о руководителях агентств, а не федеральных служб. А кроме того, я ведь уже был первым заместителем министра сельского хозяйства России до того, как возглавил Россельхознадзор. Так что ничего принципиально нового в этом для меня бы не было. Если же говорить серьезно, то Россельхознадзор — это ведомство, имеющие свои четко определенные государственные полномочия, свою сферу деятельности, свои задачи по обеспечению безопасности страны — биологической, продовольственной и пищевой. Работы — и текущей, и нацеленной на предотвращение возникновения проблем в будущем — более чем достаточно.
Источник: http://www.myaso-portal.ru