Интервью

ГлавнаяИнтервьюВоронежский губернатор: регион движется к финансовой самостоятельности

Воронежский губернатор: регион движется к финансовой самостоятельности

25.07.2012

Воронежский губернатор: регион движется к финансовой самостоятельности
Источник фото: http://www.event.rbc.ru

Воронежский губернатор: регион движется к финансовой самостоятельности

Воронежская область , Губеранатор

Минувший год стал одним из наиболее успешных для Воронежской области: собран рекордный урожай — 3,2 миллиона тонн зерна, 7 миллионов тонн сахарной свеклы, привлечено 152,2 миллиарда рублей в качестве инвестиций в основной капитал. О будущем региона, взаимоотношениях с федеральным центром, новых инвестпроектах и развитии социальной сферы в интервью РИА Новости рассказал глава региона Алексей Гордеев.

ИНВЕСТОРАМ — ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ

- Алексей Васильевич, итоги прошлого года впечатляют. Как развивается регион в этом году? Какие крупные проекты реализуются?

- Во-первых, мы рассчитываем на дальнейший рост инвестиций. За минувшие два года инвестиционные вложения в экономику региона выросли почти на 40%, что превышает средние российские показатели более чем в 2,5 раза. Сегодня на территории области реализуется около 100 крупных проектов с общим объемом инвестиций свыше 200 миллиардов рублей. В частности, активно осваиваются площадки индустриального парка «Масловский», где в феврале начал работу трансформаторный завод германского концерна Siemens. В перспективе он станет основой для целого производственного кластера. Также планируется активизировать работу в Лискинском и Бобровском индустриальных парках.

В экономически отстающих районах планируется создавать для инвесторов благоприятные условия. Для этого правительство области разработало целый ряд механизмов, в числе которых формирование фондов в составе областного бюджета. Кроме того, возможно значительное снижение уровня софинансирования из местных бюджетов реализации долгосрочных областных целевых программ, выделение дополнительной финансовой помощи. Предлагается снижение налоговой нагрузки для инвесторов и активных предпринимателей, работающих на территории депрессивных районов.

В социальной сфере продолжается реализация проекта модернизации региональной системы общего образования стоимостью более 380 миллионов рублей, которая уже позволила поднять уровень среднемесячной заработной платы учителям в среднем до 16 с лишним тысяч рублей. К концу текущего года, в соответствии с требованием президента РФ, заработная плата учителей выйдет на уровень средней по экономике в регионе — 17,3 тысячи рублей.

К концу года планируем завершить модернизацию системы здравоохранения. В 2011 году на эти цели было направлено 3 миллиарда рублей, а в 2012 году запланировано израсходовать 3,3 миллиарда рублей. Эти деньги идут на укрепление материально-технической базы медучреждений (капитальный ремонт и закупку оборудования), на организацию деятельности по переходу на новейшие стандарты оказания медицинской помощи, а также внедрение современных информационных технологий.

Кроме того, мы продолжаем решать проблему бедности. Первые результаты налицо: если в 2010 году регион занимал 76-е место в РФ по уровню бедности, то в 2011 году оказался на 54-м месте. И, безусловно, будет продолжена борьба с коррупцией в органах власти и в бюджетной сфере.

В регионе также будет продолжена реализация ряда крупных проектов в сфере животноводства, что позволит удвоить производство свинины и говядины, обеспечить рост производства молока.

СТАВКА НА ЖИВОТНОВОДСТВО

- В сельском хозяйстве область сделала ставку на развитие животноводства. Почему? Расскажите подробнее о развитии проектов в этой отрасли.

Выбор в пользу животноводства был сделан по нескольким причинам, в частности, развитие этого направления позволит обеспечить жителей региона качественными продуктами, произведенным на территории региона. Кроме того, эта отрасль предполагает круглогодичную занятость сотрудников. Еще одна причина — сугубо экономическая. Там, где один рубль продукции растениеводства «пропускается» через животноводство, мы получаем 1-2 рубля прибавочной стоимости.

За последние годы в регионе начали работу 14 молочных комплексов (13 тысяч голов), четыре из них (на 5 тысяч коров) — в прошлом году. Реконструировано и построено восемь свиноводческих комплексов (139 тысяч голов), в 2011 году сдан в эксплуатацию еще один комплекс ООО «АПК АГРОЭКО» в Новохоперском районе. В этом году компания приступает к реализации второй очереди проекта по производству 500 тысяч тонн свинины и строительству комбикормовых заводов и элеваторов.

Приоритетным направлением развития животноводства на территории области является мясное скотоводство. На данный момент реализуется более 50 проектов. Наиболее крупным из них является ООО «Стивенсон-Спутник», созданный за 10 месяцев 2010 года на территории Бобровского района, куда завезено из США 1,4 тысячи голов племенного крупного рогатого скота (КРС) абердин-авгусской и герефордской пород. В 2011 году начата реализация еще двух крупных проектов в ООО ПЗ «Ангус-Шестаково» Бобровского и ООО «Заречное» в Каменском, Подгоренском и Рамонском районах, куда уже поставлено более 5 тысяч голов КРС абердин-ангусской породы. В настоящее время общее поголовье мясного скота в области превышает 24 тысяч голов. А учитывая увеличение производства мяса в ближайшие 3-5 лет на 300-400 тысяч тонн, мы в текущем году приступаем к строительству двух современных мясокомбинатов по переработке свинины и говядины.

Отмечу, что область поддерживает как развитие крупных агрохолдингов, таких как ООО «ЭкоНиваАгро», ООО «АПК АГРОЭКО», ООО «Стивенсон-Спутник», так и крестьянских фермерских хозяйств.

- Воронежская область граничит с Белгородской, где уже много лет успешно развивается животноводческое направление. Будет ли Воронеж конкурировать с Белгородом — за инвесторов, господдержку, рынок сбыта? Или в будущем возможно некое «аграрное объединение», при котором агрохолдинги смогут располагаться на территориях обеих областей? Например, в одной области — свиноводческий комплекс, в другой — кормовая база.

- Белгородская область в данный момент является безусловным лидером производства свинины и мяса птицы. Воронежская область также развивает свиноводство и птицеводство, однако основной упор сделан на развитие молочного и мясного скотоводства. И здесь у нашей области в Центральном Черноземье пока нет конкурентов.

Аграрные объединения, несомненно, возможны. Например, у группы компаний «Агроимпорт» уже есть земли и пять свинокомплексов в Белгородской области, в Воронежской области, где компания также владеет землей, начато строительство двух свиноводческих комплексов, стартует строительство крупнейшего современного мясокомбината. Для реализации этого проекта в Острогожском районе (село Нижний Ольшан) создано специальное предприятие — ООО «Агро-Острогожск», учредителями которого являются юридические лица, контролируемые владельцами одной из ведущих немецких компаний по производству и переработке свинины Tonnies Fleisch, а также известная и хорошо зарекомендовавшая себя на рынке российская компания ГК «Агроимпорт».

В рамках проекта на территории района в итоге будет построено 10 свинокомплексов общей мощностью более 65 тысяч тонн мяса свинины в год. Кроме того, будет построен комбикормовый завод мощностью 220 тысяч тонн концентрированных кормов в год и зернохранилище на 156 тысяч тонн. Это позволит создать в районе более 1 тысячи новых рабочих мест. Общая сумма инвестиций в проект — более 8 миллиардов рублей. Комплекс должен выйти на проектную мощность в 2015 году.

ЦЕЛЬ — САМОДОСТАТОЧНОСТЬ

- Воронежская область — дотационный регион. Как складываются взаимоотношения с федеральным центром? Достаточную ли поддержку оказывает региону госбюджет или необходимы дополнительные вливания? Какие проекты Вы планируете реализовать в этом году с участием госбюджета?

- Доля дотаций в доходах консолидированного бюджета области пока составляет 10,4%. С 2010 года она сократилась на 4 процентных пункта, то есть область последовательно движется к финансовой самостоятельности.

Мы очень серьезное внимание уделяем наращиванию собственной доходной базы, уже есть определенные успехи. В 2011 году мы вошли в число 20 регионов, достигших наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала, и получили грант из федерального бюджета в размере 225 миллионов рублей.

Кроме дотаций мы получаем из федерального бюджета субвенции и субсидии. Доля всех безвозмездных поступлений в доходах бюджета составляет порядка 30%. В 2011 году поступило почти 23 миллиарда рублей федеральных средств.

В результате конструктивной работы с федеральными министерствами и ведомствами мы завершили строительство и реконструкцию ряда знаковых для Воронежа инфраструктурных и социальных объектов: построили новый Чернавский мост, реконструировали набережную Масалитинова, историческое здание Воронежского драмтеатра. Кроме того, сельхозтоваропроизводители получают поддержку, выделяются средства на развитие моногорода Семилуки, модернизацию образования и здравоохранения.

Естественно, денег много не бывает, особенно при наших планах интенсивного развития области. Мы продолжим работать с федеральными органами власти, будем стараться войти во все федеральные программы и проекты, обеспечивая необходимую долю софинансирования из областного бюджета, чтобы как можно больше средств привлечь в область.

МЭРИЯ ПОД КОНТРОЛЕМ

- Более 10 лет Воронеж переживал конфликт между областной и городской властью, в ходе которого областному центру фактически было перекрыто финансирование из региональной казны. Как сейчас строятся взаимоотношения с мэрией?

В прошлом году мы отмечали 425-летие Воронежа. На связанные с этим мероприятия было направлено из всех источников 8,6 миллиарда рублей, в том числе 2,4 миллиарда — из федерального бюджета, 2,7 миллиарда рублей — из областного, 1,3 миллиарда рублей — из бюджета города, 400 миллионов — из внебюджетных источников, еще 1,8 миллиарда рублей — кредитные ресурсы федерального бюджета.

Это позволило не только значительно улучшить внешний облик города, но и построить или реконструировать ряд инфраструктурных и социальных объектов. В частности, введены в эксплуатацию перинатальный и кардиохирургический центры, две современные общеобразовательные школы в новых микрорайонах города.

В 2011 году из объема доходов бюджета городского округа в сумме 15,2 миллиарда рублей финансовая помощь из областного бюджета составила 4,1 миллиарда рублей, или 27,1%, в том числе более 900 миллионов — на объекты капитального строительства.

С 1 января 2012 года взаимоотношение между областью и городом претерпели изменения, что связано, в первую очередь, с продолжающимся разграничением полномочий как между федерацией и регионами, так и между регионами и муниципалитетами. В частности, финансирование учреждений здравоохранения было передано с местного уровня на региональный уровень, содержание полиции — на федеральный уровень, начал работу региональный дорожный фонд. При этом, несмотря на изменения, все расходные полномочия города Воронежа финансово обеспечены. В этом году финансовая помощь городу из областного бюджета составляет 5 миллиардов рублей, или 38,5%.

Как видите, многолетнее противостояние власти области и города мы искоренили, так как в таких условиях невозможно эффективно работать.

- Как вы оцениваете работу городских чиновников?

- Я их работой недоволен. И основные претензии — к функционированию ЖКХ, состоянию дорог, здравоохранению. С деградацией чиновничьего аппарата мы продолжаем бороться до сих пор — слишком долго в Воронеже это было нормой.

Сейчас правоохранительные органы продолжают проверку деятельности организаций-поставщиков школьного питания. Но уже первые результаты дают основания полагать, что в Воронеже детей кормили некачественными продуктами, которые закупались по завышенным ценам. Имеют место вопиющие факты — антисанитарные условия, использование просроченных продуктов, завышение цен. Использовались государственные и муниципальные денежные средства, деньги родителей, чтобы на этом заработать. Я считаю, что это последняя стадия моральной деградации — ради наживы рисковать жизнью и здоровьем детей.

Информация показывает, что действуют в этой схеме ряд аффилированных лиц, в том числе явно прослеживается центр принятия решений на уровне должностных лиц городской администрации. Нельзя допускать, чтобы такого рода злоупотребления имели место, и мы сделаем так, что во власти будут находиться только те, кто работает на нужды общества.

Комментарии запрещены.