Интервью

ГлавнаяИнтервью

Генрих Арутюнов: «С введением экспортной пошлины удалось соблюсти баланс интересов обеих сторон»

25.05.2015


Источник фото: http://agro.ru

Группа «Продо» , Директор по закупкам и логистике

Недавно Минсельхоз рассказал о новом механизме регулирования зернового рынка, который может заработать уже 1 июля. Ведомство предложило установить пороговую стоимость в размере 12 тысяч рублей, которая будет по силам «как для производителей зерна, так и для животноводства». Итоги введения экспортной пошлины на зерно прокомментировал директор по закупкам и логистике Группы «Продо» Генрих Арутюнов.

- Как вы оцениваете итоги введения экспортной пошлины? К каким результатам это привело?

- Итогом любого запрета или ограничения является наличие выгодоприобретателей и пострадавших, либо недополучивших некую пользу для себя. В результате введения пошлины облегченно вздохнули мукомолы, производители круп и макаронных изделий, комбикормов, те, кто работают в молочном животноводстве, птицеводстве, свиноводстве, хлебопеки и т.д. Недополучили дополнительную прибыль производители зерна и экспортеры.

Но в данном случае, по моему мнению, удалось соблюсти баланс интересов обеих сторон. Одни получили фиксированные цены на зерно и стабильную себестоимость примерно на полгода. Вторые (производители зерна) получили, несмотря на остановку роста стоимости, довольно привлекательные цены на зерно внутри страны и хороший спрос, в том числе благодаря поддержке со стороны государственных интервенций. Экспортеры тоже не остались без работы, они вывозили любые другие культуры, кроме пшеницы, и занимались этим довольно активно.

- Как поменялась структура экспорта?

- С июля по декабрь страна экспортировала от 2 до 3 млн тонн пшеницы в месяц. В результате с начала сезона (с июля 2014 г. по январь 2015 г.) экспортировано 18,7 млн тонн пшеницы.

После вступления в силу постановления правительства РФ №1495 от 25.12.14г., с 1 февраля 2015 г., экспорт пшеницы упал до минимальных значений: в феврале — 446 тыс. тонн, в марте — 534 тыс. тонн. В то же время прирост ежемесячных объемов экспорта ячменя и кукурузы в феврале-марте 2015 г. составил более 50% по сравнению с периодом до введения пошлины.

- Что вы думаете по поводу нового механизма контроля за экспортом? Какие последствия ожидают рынок после его введения в действие? Продолжится ли падение экспорта? Насколько адекватна цена в 12000 рублей за тонну для сегодняшнего рынка?

- Отмена пошлины с 15 мая 2015 г. – полезное решение, с одной стороны, страна вплотную подошла к новому зерновому сезону и резкого роста цен ожидать не приходится, а с другой — есть пара месяцев для продажи излишков зерна предыдущего урожая на мировой рынок.

Что касается предложения Минсельхоза о вступлении в силу пошлин в полуавтоматическом режиме, то, на мой взгляд, такая система весьма прогрессивна по сравнению с действующим ранее на российском зерновом рынке механизмом принятия решений. Надо признать, что ранее реакция госаппарата на изменение конъюнктуры рынка зачастую опаздывала в силу длительности процедуры.

Скорее вызывает беспокойство предлагаемый уровень внутренних цен на зерно — 12 000 руб./т. Тезис о том, что важно сохранить прибыльную цену для крестьян, звучит очень красиво, но нельзя забывать про баланс интересов различных секторов АПК. Возвращаясь к теме выгодоприобретателей и пострадавших — мне пока совершенно не очевидна эта цифра. На мой взгляд, уровень внутренних цен надо обсуждать дополнительно и очень осторожно. Уверен, к обсуждению привлекались отраслевые союзы, которые высказывали свое мнение, но переработчикам и потребителям зерна внутри страны желательно донести обоснование таких цифр.

Простые расчеты показывают, что цена на пшеницу 12 000 рублей довольно высока для внутреннего потребления. Возьмем приблизительную себестоимость пшеницы у успешных хозяйств на уровне 4,5-5 руб./кг, в этом свете предлагаемая Минсельхозом цена 12 000 рублей выглядит, безусловно, выгодной для производителей зерна.

Но надо учитывать, что за последние годы в России запущено огромное количество инвестиционных проектов по животноводству и переработке зерна. Их окупаемость рассчитана из некой прогнозной себестоимости, и я уверен, что эти прогнозы не учитывали пожелание сделать зерно сверхвыгодным для крестьян. Таким образом, нарушение баланса может привести к серьезному росту цен на продукты: молоко, хлеб, мука, крупы, мясо и проч. В то же время низкая расчетная внутренняя цена зерна при высокой цене экспорта – это нежизнеспособная конструкция и повод для соблазнов.

Поэтому тезисы о необходимости выгоды для одного сектора сельского хозяйства звучат несколько опрометчиво, до последнего времени в приоритете были задачи по регулированию рынка, а это значит — удерживать баланс. Может стоит начать с объяснения, почему 12000 рублей, а не скажем 9000 рублей, или 8000 рублей, 10000 рублей?

- Как изменился рейтинг России в списке мировых экспортеров зерна за последний год? Какие на то были причины?

- Уверен, что рейтинг России как мирового экспортера существенно не пострадал. Покупатели зерна в мире и крупные страны-экспортеры понимают зерновой потенциал нашей страны. И, уверен, ценят сотрудничество и будут его развивать.


Комментарии запрещены.