Интервью

ГлавнаяИнтервью

Алексей Кузнецов: «Кризис кризисом, но надо продолжать развиваться»

30.03.2015


Источник фото: http://agro.ru

Компания John Deere , Директор по связям с общественностью

Директор по связям с общественностью компании John Deere Алексей Кузнецов в беседе с корреспондентом Agro.ru рассказал, как изменились условия ведения бизнеса во время кризиса, и поделился ближайшими планами компании.

- Алексей, расскажите, как изменились объемы продаж за 2013-14 годы. Сколько продали тракторов сельхозназначения, комбайнов и другой техники?

- Как и во всей индустрии, продажи в этом году упали. В основном это объясняется снижением курса рубля и невозможностью взять кредиты. Наши продажи сейчас находятся на уровне продаж кризиса 2008-2009 годов. По всем позициям: и по тракторам, и по комбайнам продажи снизились.

- В каких регионах России больше всего покупают технику компании John Deere?

- Везде покупают. Не могу выделить конкретно один регион или два. Наши дилеры находятся от Калининграда до Дальнего Востока. В этом году может один регион купить больше техники, в следующем году — другой, потому что теперь у них подошло время менять машины.

- Что отличает российских аграриев, покупающих технику John Deere, от их коллег из других стран?

- Мы часто поддерживаем программы обмена. Вместе с нашими дилерами возит фермеров в Америку, в Германию, сводим их с коллегами, которые работают примерно в равных с ними условиях. Раньше, что было, то и покупали. Сейчас все не так. Люди смотрят на характеристики техники: сколько уходит бензина, какая электроника, сколько лошадиных сил и т.д. Границ уже давно нет. Мы в Россию поставляем то же самое оборудование, что в Америку, в Европу. Поэтому нельзя сказать, что в Россию мы отправляем упрощенную, не такую мощную технику. Это не правда. У сельхозпроизводителей разных стран требования одни. Наоборот, России мы всегда предлагаем самую современную технику, чтобы фермеры пользовались и получали прибыль.

- Поделитесь планами на 2015 год. Будете ли вы их корректировать, учитывая сложную экономическую ситуацию в мире?

- Вообще мы составляем бюджет для всей компании раз в году, затем каждый месяц он проходит корректировку. Так или иначе, нам надо предоставлять свои финансовые показатели нашим инвесторам. После окончания квартала мы делаем прогнозы. Если видим улучшение или ухудшение бизнеса, то корректируем бюджет.

- Проводится ли в компании оптимизация издержек, сокращения сотрудников?

- Оптимизация издержек есть, но сотрудников мы не сокращаем. Если люди уходят, то только по своему желанию: потому что нашли новую работу или по какой-то другой причине. Просто сейчас мы стараемся никого вместо тех, кто ушел, не брать, распределяем работу между другими сотрудниками. Иногда даже приходится менять структуру отдела для того, чтобы люди, которые остались, могли взять на себя больше работы.

- Планируете ли сокращать рекламные бюджеты?

- Трудно сказать. Мы сокращаем расходы на командировки, на закупки. Наш бюджетный год начинается с ноября. Когда в прошлом году мы составляли бюджет, мы уже видели, что подходит кризис, поэтому везде, где было можно, мы сократили расходы. Если дальше все будет, как сейчас — рубль вроде бы стабилизировался — то наш бюджет останется таким, как и планировали. Что будет в следующем году, увидим в конце лета.

- Планирует ли компания John Deere, со своей стороны, предпринимать какие-то меры, чтобы увеличить спрос, как-то поддержать покупателя? Например, организовать скидки, акции, рассрочку?

- В России у нас есть подразделение, которое занимается лизингом. Оно постоянно предоставляет специальные программы для клиентов. Каждый дилер может обратиться в это подразделение, и там для него подберут подходящие условия. Мы, в свою очередь, постоянно за этим следим и всегда предлагаем что-то новое нашим клиентам.

- Согласны ли вы с утверждением, что фермеры и хозяйства, использующие зарубежную технику, стали менее эффективными с точки зрения cost/income (доходы/расходы), так как их себестоимость выросла из-за курса валюты в 2 раза?

- Это спорный вопрос, на который можно ответить и да, и нет. Эффективность зависит от многих факторов: от управления персоналом, от урожайности, от потерь, от состояния техники. То хозяйство, которое владеет импортной техникой, имеет большую производительность. Но будет ли оно эффективным, ведь на эту зарубежную технику потратили больше денег. Я считаю, что эффективность хозяйства, прежде всего, зависит от руководства.

- Насколько, на ваш взгляд, российское сельское хозяйство зависимо от импортных товаров?

- Сельское хозяйство зависит от многих вещей. Не только от техники, но и от дизельного топлива, семян, удобрений и т.д. Мы спокойно конкурируем с российскими производителями. Нас тоже уже можно отнести к ним, ведь у нас здесь есть два завода. Мы конкурируем с немецкими коллегами, которые тоже открыли завод в Краснодаре, с американскими производителями, которые делают российские машины.

Я думаю, что российское сельское хозяйство не зависит от импортных товаров. Каждый фермер имеет право купить то, что он хочет. Мы уже достигли того уровня, когда сельхозпроизводители имеют право выбора. Если сейчас полностью закроют импорт, то российское сельское хозяйство продолжит развиваться.

- Насколько вероятен полный отказ российских аграриев от импортной техники?

- Конечно, можно было бы провести такой эксперимент. Но на сегодняшний день многие иностранные компании уже сами производят технику в России. Если все же нам запретят производить в России и оставят на рынке только «Кировец» и «Ростсельмаш», то пропадет конкуренция. Зависимости как таковой от импортных товаров нет. Но здоровая живая конкуренция всегда помогает тому человеку, который покупает товар. Конкуренция заставляет нас, производителей, всегда сделать что-то лучше.

- Как цены на технику John Deere отличаются от цен на технику у российских компаний?

- Нельзя сравнивать яблоки и апельсины. Даже если сравнить две сеялки, нашу и российскую, они будут разные: отличаются по ширине захвата, у одной – железный бункер, у другой – пластмассовый, разные виды укладывания семян и т.д. Очень сложно найти идентичную технику. Да, наша техника дороже, но она может быть лучше по уровню электроники, по лошадиным силам, чем-то она будет отличаться. У российских производителей тоже выросли цены в последнее время, потому что они используют импортные составляющие.

- В связи с ростом валюты на сколько процентов выросли цены на технику John Deere?

- По сравнению с прошлым годом цены на технику выросли примерно на 70%. Это произошло из-за снижения рубля. Если вдруг ситуация изменится и рубль снова вырастет по отношению к валюте, то наши цены автоматически снизятся.

- Шли разговоры об отмене таможенной пошлины на ввоз импортной сельхозтехники. Как данная мера скажется на объемах продаж компании?

- Об отмене пошлины я не слышал. Видел только новость о том, что ее снизят. Данные меры в большей степени затрагивают хозяйства, которые в дальнейшем будут иметь возможность покупать технику дешевле. Мы себе пошлину в карман не забираем, она включена в стоимость оборудования.

- То есть если пошлину отменят или снизят, техника станет дешевле?

- Абсолютно точно. Если пошлина снизится, то на эту же сумму техника подешевеет.

- Как вы оцениваете возможность дальнейшей эскалации конфликта и ухудшению отношений западных стран, США и России вплоть до закрытия границ и прекращения каких-либо поставок оборудования, техники и запчастей к ним?

- Будет плохо всем. Компания John Deere с 1900-х годов сотрудничает с российскими клиентами. Мы пережили советские времена и всегда старались не лезть в политику. Конечно, плохо, что ввели санкции, да вообще, в мире сложилась непростая ситуация. Тем не менее, мы продолжим работать, постараемся остаться на рынке и будем поддерживать наших клиентов.

- Что будет с дилерской сетью John Deere в России? Не секрет, что многие дилеры, привлекавшие заемное финансирование в банках, особенно те, кто финансировался в валюте, в связи с курсовыми разницами и падением спроса сейчас будут не в состоянии обслуживать долги. Как вы оцениваете, какой процент дилеров переживет или не переживет кризис?

- Думаю, что с дилерами ничего плохого не случится. Мы вместе пережили кризис 2008-2009 годов. Я думаю, мы переживем и этот. Многие наши дилеры пользуются нашими финансовыми программами. Мы постараемся найти индивидуальный подход к каждому клиенту. Наша задача, чтобы все наши дилеры выстояли и продолжили работу.

- Из-за санкций будет ли, на ваш взгляд, более активно развиваться отечественное сельское хозяйство?

- Конечно. Отечественное сельское хозяйство и должно развиваться, сейчас лучшее для этого время. В России есть много хороших сельскохозяйственных предприятий по выпуску техники. Я считаю, что сейчас у них появилась очередная возможность занять свое место на рынке.

- Ваш прогноз на 2015 год: что ждет российское сельское хозяйство?

- Я думаю, что сельское хозяйство в России останется примерно на уровне 2014 года. Сильного скачка не жду, но и спада тоже не будет, конечно, если все в стране будет так же стабильно, как и сейчас. Мы планируем, что 2015 год перейдет в 2016 так же, как и 2014 перешел в 2015.

- Расскажите о ближайших планах компании.

- Мы не уходим, мы остаемся на рынке, мы развиваемся. В этом году две недели назад наш завод в Оренбурге отпраздновал десятилетие. Сейчас там работают более 100 человек. Мы немного поменяли структуру нашего завода в Домодедово. Мы не останавливаемся на достигнутом. Кризис кризисом, но надо продолжать развиваться.

- Какие планы по объемам продаж вы ставите на этот год?

- Мы не используем слово «план», мы предпочитаем «прогноз». Мы никогда не изготавливаем и не завозим то, что еще не продано. Мы ждем, когда клиент купит, чтобы наша техника не простаивала зря и не ржавела. Мы считаем, что 2015 год по продажам будет примерно, как 2014, поэтому планы будут примерно такими же.


Комментарии запрещены.