Интервью

ГлавнаяИнтервью

Василий ПРОНЬКИН: «Власть на местах должна задавить в себе «жабу»

24.10.2014


Источник фото: http://predsedatel-apk.ru

, И.о. вице-губернатора Новосибирской области по развитию села

– Василий Андреевич, аграрное сообщество Новосибирской области не первый месяц гудит и бурлит: «так дальше жить нельзя», «пора радикально менять областной закон о господдержке сельского хозяйства», и так далее. Как по-вашему, если менять – то что?

– Прежде всего, я категорически не согласен с мнением, что 61-й закон якобы исчерпал себя, и пора его совсем отменить. Моё мнение – закон очень хороший, уникальный для России. И надо с ним жить дальше. Но его нужно очень серьёзно корректировать. На днях и.о. губернатора Владимир Филиппович Городецкий дал и мне, и минсельхозу НСО поручение проверить эффективность этого закона, представить полный разбор – как реально он повлиял на сельское хозяйство Новосибирской области, со всеми плюсами и минусами.

На мой взгляд, причина того, что эта тема обсуждается так эмоционально, одна: ни директора хозяйств, ни общественные организации аграриев, ни депутаты Заксобрания не имеют полной, объективной информации о применении этого закона, о расходах бюджета, вообще о состоянии господдержки АПК в нашей области. Нарушились какие-то очень важные связи, нарушился обмен информацией между Правительством области, депутатами и непосредственно сельчанами. Отсюда и почва для будирования этой темы.

Значит, с одной стороны, нам нужно сделать открытой и понятной информацию о всех получаемых субсидиях, а с другой – устранить узкие места в законе, дающие сегодня возможность для разного рода злоупотреблений и хитростей, попросту – для разбазаривания бюджетных денег.

Право голоса будут иметь все. Включая агрохолдинги

– И каковы будут первые шаги?

– Мы сейчас должны создать серьёзную, квалифицированную рабочую группу по корректировке закона, которая будет работать, исходя из основной цели данного закона – стимулирования на территории Новосибирской области производства продуктов питания, которых не хватает в регионе. Потому что всё-таки основное занятие аграриев – это не делить непрерывно бюджетные деньги, а страну кормить, согласны?

– Конечно, согласен. Но тогда как закрыть этот вопрос окончательно? Какие критерии распределения бюджетных денег можно считать справедливыми?

– А справедливость в этом вопросе никоим образом не касается сельхозпроизводителей! Она касается основной государственной задачи: накормить население собственными продуктами, разнообразными и по возможности дешёвыми. Вот ключевая задача, которую должны решать органы власти.

Но сегодня ситуация абсурдная: население «скинулось» деньгами в бюджет и говорит: «Товарищи крестьяне, вот вам средства, накормите нас, пожалуйста!». А крестьяне народу отвечают: «Нет, подождите, мы вам пока только зерно дадим, а остальное – молоко, мясо, другие продукты – подождёт до лучших времён». Это неправильно и нечестно. Мы ведь уже захлёбываемся зерном! В нормальной аграрной экономике в Новосибирской области зерна должно впритык хватать на производство муки и хлеба, а всё остальное – коровам, свиньям. Но область сегодня является экспортёром зерна – это говорит о том, что мы попросту убили животноводство! Посмотрите, что творится на полках городских магазинов, чьё там лежит мясо, молоко.

– Ну, вы и на недавнем Совете АРСП говорили, что, дескать, какие мы кормильцы, если одним зерном заваливаем народ. Итак, по-вашему мнению, поддержка животноводства должна стать абсолютным приоритетом в обновлённом законе? И никаких погектарных субсидий…

– Подчеркну – это лишь моё личное мнение. И я настаиваю, чтобы это мнение подавалось не как мнение областного руководителя, а как одно из мнений члена рабочей группы. Потому что в обсуждении господдержки должны принять участие представители абсолютно всех отраслей областного АПК. Разве в этой рабочей группе не должны участвовать, например, пчеловоды? Или рыболовецкие хозяйства? Они что, не производители продуктов питания, они разве не кормят народ? А разве не имеют права вносить свои предложения наши крупные свиноводы и птицеводы? Почему?

– Ну, наверное, потому, что они получают огромные прибыли – по полмиллиарда в год, и ещё активно запускают руку в этот, как вы сами говорите, «народный» бюджет….

– …Значит, обновлённый закон должен гибко реагировать на экономическую конъюнктуру, на наличие или отсутствие сверхприбылей у этих предприятий. Ведь они очень зависят от цен на зерно: когда неурожайный год, и цены на зерно уходят за 10 тысяч, говорить о каких-то сверхприбылях просто нелепо. И отрезая им все пути государственной помощи – а ведь звучат такие предложения: «убрать!», «отрезать!», «лишить «олигархов» господдержки!» – мы можем также загубить и эти, очень важные для продовольственной безопасности, предприятия.

Кстати, а молоко у нас разве нынче не сверхприбыльно? Пожалуйста, развивайся, получай доходы! Убыточно производство говядины, но разве можно зарекаться, что оно не будет прибыльным через несколько лет, когда конъюнктура цен на мясо благодаря многим факторам сложится так же, как сегодня на молоко?

А раздать все средства «поровну» на погектарной основе… Ох, не знаю… Ещё некоторые аграрии предлагают субсидировать единицу продукции – килограмм мяса, молока, зерна. Мне кажется, что закон должен быть более гибким и поддерживать не только конечный продукт, но и инвестиционные проекты. Ведь нужно стимулировать людей вкладывать средства в АПК, в развитие и расширение производства.

– Но тогда, скажут вам ваши оппоненты, можно отдать весь областной аграрный бюджет двум-трём строящимся суперкомплексам – и забыть о сельском хозяйстве…

– Знаете, давайте говорить конкретно. Вот вы в курсе, какую поддержку из бюджета области получил инвестиционный проект «Русское поле» в Каргатском районе?

– По нашим сведениям, пока никакую. Ноль.

– Совершенно верно. Ни копейки! Так зачем мы кричим на собраниях, что якобы туда направлены многомиллионные субсидии? Это же неправда. При этом инвестор «Русского поля» Владимир Михайлович Конозаков вложил в этот проект собственные средства, а не кредитные. А значит, изначально он мог рассчитывать на субсидии, которые вдвое меньше, чем если бы он брал кредит. Это около 300 миллионов бюджетных рублей. Я понимаю, цифра 300 миллионов выглядит внушительно. Но давайте посмотрим проектную мощность комплекса: 4500 коров, при надоях в 8 тонн на корову – 36 тысяч тонн молока в год! Для справки: весь Баганский район за прошлый год произвёл 28 тысяч тонн молока, «заработав» более 200 миллионов рублей господдержки по всем статьям. То есть, государственные расходы соизмеримы.

Но у Конозакова сейчас инвестиционный период, он только в начале пути. Я вообще поражаюсь, какой энтузиазм у человека! Когда видишь это грандиозное строительство, которое он затеял, понимаешь, что он не только деньги, но и душу вложил в этот проект. И сделал огромное дело, надеясь на эту господдержку. А сейчас его обвиняют бог знает в чём.

– Так «Русское поле» всё-таки получит свою господдержку?

– Дело в том, что это предприятие не заключило соглашение областным минсельхозом, не показало «историю» денег, а значит, формально не может рассчитывать на субсидии. Будем разбираться. Пока я дал поручение министру Иващенко подсчитать сумму субсидий, исходя из прошлогодней выручки хозяйства – это 31,8 млн рублей. Кроме того, и.о. губернатора В.Ф. Городецкий своим распоряжением создал специальную рабочую группу по вопросу «Русского поля» – и по вопросам внесения изменений в законодательство о господдержке инвестиционных проектов в АПК. К 1 июля мы должны представить главе области свои выводы и рекомендации.

Справки – фильтр от махинаций

– Итак, вы считаете, что крупные инвесторы всё-таки должны оставаться в рамках нашего крестьянского бюджета? Я правильно вас понял?

– Слушайте, ну почему мы должны так делить: крестьянский бюджет и некрестьянский, богатый сельхозпроизводитель или небогатый, угодный или неугодный? Ну почему, скажите мне, аграрий, вложивший средства в развитие, ещё только готовящийся выйти на проектную мощность, должен получать меньше, чем тот, кто уже работает в полную силу?

Ещё раз: нам надо привлекать людей вкладывать средства в отрасль, в развитие и расширение производства. И абсолютное большинство аграриев с этим согласно. Я вообще заметил, что, говоря об изменениях в правилах господдержки, мы часто говорим на разных языках – но об одном и том же. Пора сфокусировать мнение, выработать общую точку зрения. Но эта консолидированная точка зрения, обновлённый вариант закона о господдержке, на все сто процентов не устроит никого.

– Василий Андреевич, ещё одна болезненная тема: обвальное падение поголовья коров. 130 тысяч коров осталось на всю Новосибирскую область – это называется «приехали». Как остановить этот процесс? Может быть, нужны уже какие-то чрезвычайные меры?

– А какие это – чрезвычайные? Любая «чрезвычайщина» – это оскорбительно для аграриев и неэффективно. Единственный путь – создавать условия. Впрочем, некоторые административные рычаги, я считаю, тоже были бы полезными. Например, когда в 2012 году областная власть оказывала поддержку хозяйствам, пострадавшим от засухи, на покупку кормов и семян, то нужно было, перечисляя бюджетные средства, брать с руководителей хозяйств расписки, где они гарантировали бы сохранение маточного и ремонтного стада, отвечая за выполнение этого условия в том числе и своим имуществом. Вот тогда результаты были бы куда лучше.

Это вообще, я считаю, основная проблема господдержки – нет никаких механизмов взаимной ответственности. Никто ни перед кем ни за что не отвечает. И дальнейшая пустая раздача бюджетных средств не приведёт ни к чему, кроме дальнейшей деградации. Некоторые будут по-прежнему получать господдержку – и всё так же убивать скот.

– А как насчёт изменений в технической политике? Может, хватит уже так рьяно поддерживать техническое перевооружение, и обратить внимание на другие сферы?

– А сколько по времени мы всерьёз поддерживаем обновление технического парка в области? Лет десять, правда? Это как раз амортизационный срок у среднего трактора. Фактически мы уже сейчас должны вступать в период масштабной замены техники, купленной в начале этой программы. Поэтому говорить о том, что техперевооружение прошло – нельзя. Но номенклатуру субсидируемой техники надо менять, это несомненно. Чудовищная разномарочность – это большая беда для сельского хозяйства.

Поэтому пора разработать новую техническую политику в областном сельском хозяйстве, используя опыт и знания инженеров и учёных. Определить приоритетные виды техники для нашего региона, чёткие требования к дилерам – и по квалификации, и по географической доступности. И эта работа уже идёт. Причём я бы хотел видеть в этих рабочих группах в первую очередь не теоретиков, а практиков, которые непосредственно работают на земле. Потому что написать очередную красивую программу, которая не приживётся и не будет работать – это мы уже проходили.

– Ещё одна «вечная» тема, Василий Андреевич – справки. Не кажется ли вам, что требование справок о выплате зарплаты, налогов и т. д. для получения субсидий – это демонстрация недоверия к крестьянам? То есть, власть заранее подозревает их в непорядочности. Как-то это оскорбительно, вы не находите?

– Признаюсь вам: когда я руководил районом, то был сторонником того, чтобы субсидии предоставлялись хозяйствам без всяких справок. Но в этой новой должности, ознакомившись с информацией в целом по области, я увидел несколько другую картину: отнюдь не все руководители хозяйств ведут себя честно, вовремя выплачивая налоги и зарплату.

Вот скажите, почему мы должны оказывать господдержку предприятию, которое умышленно готовится к банкротству, не платит никаких налогов, сознательно задерживает зарплату и накачивает себе «кредиторку»? А такие факты есть. Где тут справедливость? Заметьте, тему справок поднимают в основном те сельхозруководители, у которых по этой теме есть какие-то грешки. Ну, давайте же быть взаимно порядочными! Я считаю, что требование этих справок – это определённый фильтр от растранжиривания бюджетных средств.

А что, власть не считает себя оскорблённой, когда человек получает огромные компенсации за технику и животноводческое оборудование – и вырезает коров? Когда человек заявляет, что посеял две тысячи гектаров, а на самом деле там и тысячи нет, но он получает субсидии на все две тысячи? Это рациональное использование бюджета?

Поэтому мы в ближайшее время обязаны сделать всё, чтобы всех таких шустрых и нечистоплотных людей от «кормушки» отодвинуть. А то всё у нас нынче как бы «на доверии». И проверить ничего невозможно. Но таким образом мы обделяем и оскорбляем большинство аграриев, кто действительно нормально работает на земле, вкладывает в неё, честно ведет себя и по отношению к работникам, и к государству. Контроль должен быть взаимным, а иначе нет смысла ничего менять.

Власть должна выращивать «помещиков»

– Иными словами, следует ожидать ужесточения контроля за расходами бюджета?

– Знаете, я очень люблю легендарную фразу уральского фермера Мельниченко: «Уровень бреда у нас превысил уровень жизни». И у нас кое-где такое есть, что тут скрывать. Это вообще самое страшное – безответственное получение «халявных» денег. Знаковой историей в Новосибирской области, я считаю, была история с долгами хозяйств перед Новосибирской продовольственной корпорацией. Когда одни рассчитывались, а другим списывали их долги. Кто вовремя рассчитывался – те выжили, научились жить в рыночных условиях, рассматривать свою работу как бизнес, как ответственность. А кто привык к «халяве», к списаниям – те всё равно в итоге умерли. Жизнь не обманешь. Но почему-то честность и порядочность сегодня требуют только от власти. А от самих себя – редко.

Бывает, заезжаешь в село, видишь остовы разрушенных зданий, ржавеющую технику, и понимаешь, что это когда-то крепкое, мощное хозяйство деградировало по вине его руководителей, они просто «съели» это хозяйство, прикончили. Но они продолжают как ни в чём не бывало кричать с трибун: «власть мне должна!». Кого они хотят обмануть, эти люди? Все ведь всё видят и знают.

И в то же самое время на другом конце этой же деревни постепенно, с нуля, поднимается фермер, деловой порядочный мужик, который вкалывает как лошадь, развивается, и держит уже 80-100 голов скота. Значит, можно нормально жить и работать на земле. И поддаваться тем, кто продолжает деградировать и разваливать свои хозяйства власть, я считаю, больше не должна. Нацеливаться в господдержке надо на людей порядочных, активных, которые развивают производство, сохраняют село, дают работу односельчанам. А кто умирает по своей воле, по собственной безответственности – ну, ребята…. Успокойтесь уже.

– Так мало ведь их сейчас, ответственных, Василий Андреевич! На все сёла области не хватает бугаковых, бамбухов, чмуриных, конозаковых. Где их брать-то?

– Выращивать их надо. Вот смотрите: в нынешнем селе сложился целый класс людей, у которых исчез инстинкт накопления, стремление к материальному достатку. «Рвачей», в хорошем смысле этого слова, остались единицы. С другой стороны, некоторые руководители считают, что если он платит людям 8-9 тысяч рублей, то трудовые ресурсы должны у него быть. А «трудовые ресурсы» считают, что они должны жить как люди. И они всё равно оттянутся туда, где лучше, комфортнее, где есть производство и нормальная зарплата. Хоть ты пять бассейнов им построй, но если ты не платишь нормальную зарплату – ничего не будет.

И на мой взгляд, основной точкой приложения сил и ресурсов для власти должны стать крепкие фермеры. Во многих сёлах давно умерло так называемое общественное животноводство, но там есть прекрасные фермеры – настоящие хозяева, подвижники, деловые люди. И задача местной власти – из этого фермера вырастить большого хозяина, помещика в самом хорошем смысле этого слова. Но очень многие из нас, особенно руководители органов власти в районах, болеют ужасной болезнью под названием «жаба». Это страшное животное задавило огромное количество руководителей.

Какие признаки этой болезни? А вот какие: когда мы видим, что человек в селе из ничего поднялся, развивает бизнес и пытается что-то делать для себя и для села, мы иногда вместо того, чтобы его поддержать, начинаем ему ставить подножки, искать соринку в глазу, обвинять в стяжательстве, в буржуйстве, бог знает в чём начинаем его обвинять! Потому что руководители органов власти в районах, в сельсоветах зачастую не могут поступиться личным «я», поступиться амбициями – и начинают бояться: а вдруг этот фермер вырастет большой и сильный, и я уже не смогу им вертеть как угодно! Вот как только местные власти задавят в себе эту «жабу», и начнут «выращивать» собственников – сильных сельских хозяев, бизнесменов, тогда всё пойдёт на лад.

Комментарии запрещены.