Интервью

ГлавнаяИнтервьюГалина Бобылева, генеральный директор «Росптицесоюза»: «Медвежьи услуги» птицеводству

Галина Бобылева, генеральный директор «Росптицесоюза»: «Медвежьи услуги» птицеводству

27.01.2013

Галина Бобылева, генеральный директор «Росптицесоюза»: «Медвежьи услуги» птицеводству
Источник фото: http://www.myaso-portal.ru

Галина Бобылева, генеральный директор «Росптицесоюза»: «Медвежьи услуги» птицеводству

«Росптицесоюз» , Генеральный директор

Переоценить значение птицеводства для увеличения объемов мясных ресурсов страны невозможно. Доля мяса птицы в их общем объеме в 2012 году достигла 44% против 18% в 1990 году, что соответствует мировым тенденциям. Если в 1990 году в стране производили 1,8 миллиона тонн мяса птицы, то в минувшем этот показатель составил 3 миллио­на 550 тысяч тонн. На 5 миллиардов штук увеличилось за тот же период производство яиц. К 2020 году планируется довести производство мяса птицы до 4,5 миллиона тонн, а яиц – до 45 миллиардов штук. Более чем в два раза возросло и среднедушевое потребление птичьего мяса в стране: с 12,5 до 25,9 килограмма при рекомендуемой норме 30 килограммов. Потребление яиц тоже увеличилось и составило 273 штуки в год на человека.

- Из этих цифр следует, что с птицеводством в России все в порядке… 

- Действительно, статистические данные, казалось бы, свидетельствуют о том, что динамика развития отечественного птицеводства сегодня не оставляет шансов иностранным товаропроизводителям занять российский рынок своей некачественной продукцией.
Например, теми же перемороженными куриными окорочками из армейских продовольственных запасов США, какими «прославилось» начало 90-х. Однако стратегическая задача обеспечения продовольственной безопасности страны предъявляет повышенные требования к российским птицеводческим компаниям. Главное из них — постоянное повышение конкурентоспособности продукции на основе внедрения инновационных технологий на каждом этапе производственной цепочки.
Сформулировать тезис легко – неизмеримо труднее его воплотить в жизнь, тем более в такой стране, как наша, где каждый регион имеет свою ярко выраженную специфику. Это в полной мере относится и к птицеводству. К примеру, в 20 субъектах Федерации местные птицефабрики полностью обеспечивают население мясом птицы, а в 34 регионах этот показатель ниже 50%. В 39 регионах на 100% удовлетворена потребность рынка в яйцах, а в 20 – менее, чем наполовину.

- А какое место занимает по уровню развития птицеводства Московская область? 

- Московской области однозначную оценку пока дать нельзя. Вместе с Москвой эта территория представляет собой самый большой рынок сельскохозяйственного продовольствия с высоким уровнем оборачиваемости ресурсов. По логике такая огромная емкость рынка, обусловленная постоянной миграцией населения, должна уже сама по себе стимулировать приток инвестиций в развитие производства мяса птицы и яиц. Но в реальности все не так. В 1990 году в Подмосковье производили без малого четыре миллиарда штук яиц. В прошлом году объем производства яиц составил всего 270 — 280 миллионов штук. Два десятилетия назад в Московской области насчитывалось 20 птицефаб­рик яичного направления. Сейчас их осталось всего четыре, а объемы их производства слишком малы, чтобы диктовать свои условия на рынке. Однако спрос на яйца в столичном регионе – самый высокий в стране.
Зато в производстве мяса птицы подмосковные птицеводческие компании последовательно добиваются успехов. В 1990 году здесь производили 106 тысяч тонн птичьего мяса, теперь — 178 тысяч тонн. В 2005 году в городском округе Домодедово была введена в строй крупная компания «Моссельпром», мощности которой позволяют ежегодно производить свыше 30 тысяч тонн птичьего мяса. За семь лет более чем в два раза увеличили объемы производства ООО «Феникс» из Сергиво-Посадского района, Петелинская птицефабрика из Одинцовского и «Элинар» из Наро-Фоминского районов. Но резервы развития мясного птицеводства в Подмосковье далеко не исчерпаны. Многое зависит от политической воли — чтобы наша отрасль, имеющая неоспоримые преимущества перед другими отраслями животноводства, получила бы в Московском регионе новый импульс для повышения своей конкурентоспособности, а значит, и жизнестойкости.

- Птицеводческая отрасль, как и весь отечественный АПК, работает в изменившихся экономических условиях. Как свести к минимуму дополнительные риски, связанные со вступлением страны во Всемирную торговую организацию?

- Так уж сложилось, что в России любой хрестоматийный экономический закон почему-то проявляет себя в своей полной противоположности. Вот и в птицеводстве получается, что при стабильно возрастающих объемах производства, внедрении технологических ноу-хау, поиске путей минимизации затрат рентабельность птицеводческих предприятий остается на недопустимо низком уровне. А влияет на это несбалансированность различных отраслей. Ежегодно растут цены на корма – именно на них приходится 70% себестоимости мяса птицы. За год стоимость зерна увеличилась вдвое – с 6 до 12 рублей за килограмм. Поэтому необходимо менять структуру посевных площадей под зерновыми культурами, наращивать объемы их производства, наконец, создавать страховой зерновой фонд. Эти меры должны быть защищены строкой программных документов, инициированных государственными органами управления АПК.
Птицеводство – одна из самых энергоемких отраслей в агропромышленном комплексе. Ежегодный рост цен на потребляемые ресурсы – электроэнергию, топливо, бензин – естественно, отрицательно сказывается на финансовом состоянии птицеводческих организаций. При этом покупательная способность населения не позволяет повышать отпускные цены на готовую продукцию. В результате при значительно возросших объемах средняя по отрасли рентабельность реализованной продукции снизилась с 17,6% в 2005 году до 11% — в 2011-м, что, в свою очередь, негативно отражается на инвестиционной привлекательности птицеводства.
Устойчивое развитие птицеводческой отрасли, как, впрочем, и всего животноводства, невозможно представить без постоянной модернизации предприятий. Но при высоком уровне их закредитованности и низкой рентабельности они никогда не смогут самостоятельно, без поддержки государства, совершить технико-технологический прорыв. Однако через два года отменяются все льготные кредиты для птицеводческих предприя­тий, чего делать категорически нельзя. Иначе об их конкурентоспособности придется забыть.
«Медвежью услугу» птицеводству оказывают и торговые компании, которые не стесняются продавать населению яйца по 52 — 55 рублей за десяток, приобретая их на птицефабриках по 20 — 26 рублей. «Росптицесоюз» уже предлагал признать мясо птицы и яйца социально значимыми продуктами питания, на которые устанавливается госнаценка для торговых организаций.
Серьезной проблемой отрасли остается селекционная работа, которая почти сведена к нулю. Чтобы ее восстановить, необходимы очень серьезные инвестиции. Сейчас у нас в основном функционируют репродукторы первого и второго порядка, где содержат родительские стада, обеспечивающие воспроизводственный процесс. Замечу, что при создании крупных птицеводческих холдингов племенные предприятия с их маленьким поголовьем не в состоянии поставлять им большие партии племенного материала.
(В Ногинском районе Московской области работает производственно-торговая компания «Бройлер Будущего». Она специализируется на племенном птицеводстве, а также занимается торговлей и дистрибуцией продукции из куриного мяса. Птицефабрика рассчитана на содержание 2,5 миллиона голов птицы, имеет репродуктор первого порядка и завод-инкубатор. Правда, это подмосковное предприятие является официальным представителем в Российской Федерации компании «Cobb Vantress Inc.» США — мирового лидера в области селекции и производства племенной продукции и «дочки» крупнейшей американской корпорации в сфере продуктов питания «Tyson Foods Inc.». Естественно, что «Бройлер Будущего» производит и продает российским птицефабрикам племенную продукцию в виде суточных цыплят родительских форм кросса «кобб». – Ред.)

- Эксперты утверждают, что к 2020 году Россия достигнет объема мясных ресурсов уровня 1990 года. Насколько, с вашей точки зрения, оправдан этот прогноз?

- А почему бы нет? Если активнее развивать мясное птицеводство и свиноводство, результаты могут даже превзойти эти ожидания. Скажу больше, уже сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что наша отрасль лучше других подготовлена к работе с ВТО. Условиями вступления России во Всемирную торговую организацию сохранены действующие таможенные пошлины на поставку мяса по импорту в объеме 350 тысяч тонн. Однако мясной рынок един. Если из-за рубежа к нам будут поступать дешевая говядина и свинина, то и для птицеводов настанут не лучшие времена.
С июля 2011 года в полном объеме функционирует Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, сформированный для создания единой таможенной территории, в пределах которой применяются единый таможенный тариф и единые меры торговли с третьими странами. Уже год действует договорно-правовая база Единого экономического пространства, которое предполагается преобразовать в Евразийский союз. Эти меры, безусловно, способствуют формированию единого рынка сельскохозяйственной продукции, который позволит стимулировать рост отечественного производства мяса.

Комментарии запрещены.